США и Иран начнут непрямые переговоры о ядерном ограничении. Это первый шаг, впереди ждут трудные дискуссии.
Соединенные Штаты и Иран заявили в пятницу, что на следующей неделе начнут непрямые переговоры с участием посредников, сообщает Associated Press. Цель — попытаться вернуть обе страны в соответствие с соглашением, ограничивающим ядерную программу Ирана, почти через три года после того, как президент Дональд Трамп вывел США из сделки.
Это объявление знаменует собой один из первых шагов ощутимого прогресса в усилиях по возвращению обеих стран к условиям соглашения 2015 года, которое связывало Иран ограничениями в обмен на освобождение от американских и международных санкций.
Президент Джо Байден пришел к власти, заявив, что возвращение к соглашению и возвращение ядерной программы Ирана под международные ограничения является приоритетной задачей. Но Иран и Соединенные Штаты разошлись во мнениях по поводу требований Ирана о снятии санкций в первую очередь, и этот тупик грозит превратиться в раннюю неудачу во внешней политике нового президента США.
Представители администрации преуменьшили ожидания переговоров на следующей неделе. Представитель госдепартамента Нед Прайс назвал возобновление переговоров, намеченное на вторник в Вене, «здоровым шагом вперед». Но Прайс добавил:
«Пока еще рано, и мы не ожидаем немедленного прорыва, поскольку впереди нас ждут трудные дискуссии».
«Это первый шаг», — написал в Твиттере посланник Байдена по Ирану Роб Малли. Он сказал, что дипломаты теперь «на правильном пути».
Трамп вывел США из соглашения в 2018 году, обвинив Иран в постоянном мошенничестве и избрав то, что он назвал кампанией максимального давления с усилением санкций США и другими жесткими действиями. В ответ Иран активизировал обогащение урана и построил центрифуги, что является явным нарушением соглашения, при этом продолжая настаивать на том, что его ядерные разработки предназначены для гражданских, а не военных целей.
Израиль, Саудовская Аравия и другие союзники и стратегические партнеры США находятся в постоянной тревоге в отношении возможности того, что их главный соперник, Иран, получит ядерное оружие, сохраняя напряженность в регионе, где американские военные присутствуют и часто вмешиваются.
Обогащение урана Ираном рассматривалось как усиление давления в пользу возвращения США к ядерной сделке и отмены санкций Трампа, которые включали банковские меры, направленные на отключение страны от международной финансовой системы. Другие меры администрации Трампа привели к санкциям в отношении продажи нефти Ираном и занесению в черный список высокопоставленных правительственных чиновников этой страны.
Соглашение о начале непрямых переговоров было достигнуто после того, как Европейский союз помог организовать виртуальную встречу официальных лиц из Великобритании, Китая, Франции, Германии, России и Ирана, которые все остались в соглашении, известном как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД).
Прайс сказал, что переговоры на следующей неделе будут построены вокруг рабочих групп, которые Европейский Союз формирует с остальными участниками соглашения, включая Иран.
«Основные вопросы, которые будут обсуждаться, — это ядерные шаги, которые Ирану необходимо будет предпринять, чтобы вернуться к соблюдению условий СВПД, и шаги по снятию санкций, которые США должны будут предпринять, чтобы вернуться к соблюдению. — сказал Прайс.
Соединенные Штаты, как и Иран, заявили, что сейчас не ожидают прямых переговоров между двумя странами. Однако Прайс сказал, что Соединенные Штаты по-прежнему открыты для этой идеи.
В своем твите министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф сказал, что целью венской сессии будет «быстрое завершение отмены санкций и ядерных мер для четко прописанной отмены всех санкций с последующим прекращением Ираном корректирующих мер [под которыми он, очевидно, имеет в виду меры давления, прежде всего, повышение обогащения урана — ИРП]».
Иранское государственное телевидение процитировало Аббаса Арагчи, иранского переговорщика по ядерным вопросам на виртуальной встрече, который сказал во время пятничных дискуссий, что «любое возвращение США к ядерной сделке не требует никаких переговоров, и путь довольно ясен».