Хаменеи осуждает беспорядки и винит в них США и Израиль

Хаменеи осуждает беспорядки и винит в них США и Израиль

Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи прерывает молчание по поводу протестов, захлестнувших страну после гибели арестованной Амини: он осуждает беспорядки и винит в них США и Израиль.

Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи 3 октября 2022 публично отреагировал на крупнейшие за последние годы протесты в Иране, прервав многонедельное молчание, чтобы осудить то, что он назвал «беспорядками» и обвинить США и Израиль в планировании протестов, сообщает Associated Press.

Беспорядки, разгоревшиеся после гибели молодой женщины, задержанной иранской полицией нравов, полыхают по всей стране уже третью неделю, несмотря на усилия властей по их подавлению.

3 октября Иран закрыл свой ведущий технологический университет после многочасового противостояния между студентами и полицией, которое превратило престижное учебное заведение в последний очаг протестов и закончилось арестом сотен молодых людей.

Выступая перед студентами и полицейскими в Тегеране, Хаменеи сказал, что он «глубоко потрясен» смертью 22-летней Махсы Амини в полиции, назвав это «трагическим инцидентом». Однако он осудил протесты как иностранный заговор с целью дестабилизации Ирана, повторив предыдущие комментарии властей.

«Эти беспорядки были спланированы Америкой и сионистским режимом, а также их наймитами», — сказал он.

Между тем, Технологический университет имени Шарифа в Тегеране объявил, что только докторантам будет разрешено находиться в кампусе до дальнейших распоряжений после нескольких часов беспорядков 2 октября, когда, по словам очевидцев, произошли столкновения антиправительственных демонстрантов с провластными студентами.

Свидетели, которые говорили на условиях анонимности, опасаясь репрессий, сказали, что полиция удерживала сотни студентов в кампусе и пускала слезоточивый газ, чтобы разогнать демонстрации. Студенческая ассоциация заявила, что сотрудники в штатском окружили школу со всех сторон, когда протесты охватили кампус после наступления темноты, и задержали не менее 300 студентов. Они также избили профессора и нескольких сотрудников университета.

Государственное информационное агентство IRNA попыталось преуменьшить значение насильственного противостояния, сообщив, что протесты прошли без жертв. Оно также сообщило, что полиция освободила из-под стражи 30 студентов, признав, что многих из них задержали по ошибке, когда те пытались вернуться домой.

3 октября репрессии вызвали ответную реакцию в стране и за рубежом.

Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок осудила применение «грубой силы режима» в университете как «выражение абсолютного страха перед силой образования и свободы».

«Мужество иранцев невероятно», — сказала она.

Президент США Джо Байден заявил, что он по-прежнему «серьезно обеспокоен сообщениями об усилении жестокого подавления мирных протестующих в Иране, включая студентов и женщин, которые требуют соблюдения равных прав и уважения человеческого достоинства».

«Соединенные Штаты поддерживают иранских женщин и всех граждан Ирана, которые вдохновляют мир своим мужеством», — говорится в заявлении Байдена.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сказал: «Абсолютно необходимо проявлять максимальную сдержанность, имея дело с демонстрациями по всему миру, то же самое, очевидно, относится и к Ирану».

Движение протеста в Иране, которое привело к самым массовым беспорядкам в стране за последние годы, возникло как реакция на смерть Амини после ее ареста за якобы нарушение строгого исламского дресс-кода.

С тех пор они переросли в открытый вызов иранскому руководству: женщины сжигают обязательные для них платки, а с улиц и балконов после наступления темноты доносятся крики «Смерть диктатору!»

В демонстрациях отразился комплекс недовольства в Иране, включая социальные ограничения, политические репрессии и слабую экономику, задушенную американскими санкциями. Беспорядки продолжаются в Тегеране и отдаленных провинциях, даже когда власти отключили доступ в интернет и заблокировали приложения социальных сетей.

Протесты также распространились по всему Ближнему Востоку, Европе и Северной Америке. Тысячи людей вышли на улицы Лос-Анджелеса в знак солидарности. У посольств Ирана в Лондоне и Афинах полиция вступала в стычки с протестующими. Толпы скандировали «Женщина! Жизнь! Свобода!» в Париже.

В своем выступлении Хаменеи осудил демонстрантов, срывающих хиджабы и поджигающих мечети, банки и полицейские машины, как «действия ненормальные, противоестественные». Он предупредил: «те, кто разжигает беспорядки с целью саботажа Исламской Республики, заслуживают сурового преследования и наказания».

Государственное телевидение Ирана сообщило, что число погибших в результате ожесточенных столкновений между протестующими и сотрудниками служб безопасности может достигать 41 человека. Правозащитные группы называют более высокие цифры, а базирующаяся в Лондоне организация «Международная амнистия» заявила о 52 жертвах.

Неисчислимое количество людей было задержано, местные власти сообщили о по меньшей мере 1500 арестах. Министерство разведки Ирана сообщило, что в связи с протестами были задержаны девять иностранцев.

Большинство протестующих, по словам очевидцев, моложе 25 лет — иранцы, которые выросли, не зная ничего, кроме глобальной изоляции и жестких западных санкций, связанных с ядерной программой Ирана. Переговоры по возобновлению исторической ядерной сделки 2015 года зашли в тупик на несколько месяцев, что подогревает недовольство, поскольку иранская валюта падает в цене.

Преподаватель Тегеранского университета Шахиндохт Хорезми сказал, что новое поколение придумало непредсказуемые способы бросить вызов властям.

«Они (молодые протестующие) научились стратегии из видеоигр и играют до победного конца», — сказал Хорезми, — «Для них не существует такого понятия, как поражение».

На этой неделе, когда начался новый учебный год, студенты университетов в крупных городах Ирана собрались в знак протеста, согласно видеозаписям, широко распространяемым в социальных сетях, хлопая в ладоши, скандируя лозунги против властей и размахивая платками.

Вспышка студенческого гнева беспокоит Исламскую Республику по меньшей мере с 1999 года, когда силы безопасности и сторонники клерикалов жесткой линии напали на студентов, протестующих против ограничений на работу СМИ. Эта волна студенческих протестов при бывшем президенте-реформаторе Мохаммаде Хатами вызвала самые жестокие уличные бои со времен Исламской революции 1979 года.

«Не называйте это протестом, теперь это революция», — кричали студенты Университета имени Шахида Бехешти в Тегеране, а женщины поджигали свои хиджабы.

«Студенты проснулись, они ненавидят руководство!» — скандировали толпы в Университете Мазандарана на севере страны.

Полиция по борьбе с беспорядками вышла на улицы, патрулируя улицы возле университетов на мотоциклах.

 

Читайте также:

Хиджаб пошатнул Иран, идут мощные протесты – СМИ

Власти Ирана обвиняют Запад в поощрении протестов

Глава «Моссада» обсудил ядерную угрозу Ирана с США

Премьер-министр Израиля против ядерной сделки с Ираном

Полиция нравов забила девушку в Иране, начались беспорядки

Лапид: Израиль успешно противостоит ядерной угрозе Ирана

Минобороны Израиля Ганц: «Угроза от Ирана постоянно растет»

Байден: США не снимут санкции, пока Иран не прекратит обогащение урана

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber