Либералы и консерваторы спорят о Синоде по Синодальности

Либералы и консерваторы спорят о Синоде по Синодальности

На созванном Папой Синоде по Синодальности провозглашаются ценности и цели Церкви, но он также становится инструментом проведения реформ и привлечения Папы, о чём спорят либералы и консерваторы.

Созвав всемирный Синод по вопросам Синодальности (The Synod on Synodality), Папа Франциск привел в движение самый обширный консультативный процесс, который когда-либо видел мир. Священник Томас Риз рассказал RNS, какие цели преследует Синод и какого его значение в политическом измерении.

«В последние месяцы каждая епархия подготовила отчет о своих слушаниях, который затем был обобщен национальными епископальными конференциями. Отчеты были отправлены в Рим и включены в специальный список. Он был подготовлен для следующего этапа синодального процесса: континентальной консультации.

Для миллионов людей, участвовавших в синодальном процессе, Синод — это уже не абстрактное понятие, а живой опыт. Они встречались вместе как братья и сестры, делились своим опытом слушания Слова Божьего и вместе размышляли о будущем церкви.

Рабочий документ для континентального этапа, опубликованный в прошлом месяце, дает представление о том, на каком этапе находится Синодальный процесс и куда он может направиться.

Документ описывает «общее ощущение опыта синодального процесса, пережитое теми, кто принимал в нем участие», включая «надежды и заботы Божьего народа со всего мира». Этот материал позволит участникам континентальных ассамблей услышать голоса из каждой части мира. Культурный, политический, экономический и религиозный опыт церкви очень отличается в Африке, Европе, Азии, Северной и Южной Америке.

Затем эти континентальные ассамблеи составят список приоритетов для первой сессии Синода епископов, которая начнется в октябре следующего года.

Либералы и консерваторы спорят о Синоде по Синодальности

В первом разделе документа сообщается, что в церкви высоко оценили возможность говорить и слушать других:

«Возникает глубокое переосмысление общего достоинства всех крещеных», — сказано в документе.

Вторая глава организована вокруг цитаты из Исайи (54:2): «Распространи место шатра твоего!», где шатер рассматривается как пространство для общения и участия.

«Расширение шатра требует принятия в него других людей, освобождения места и большего разнообразия», — сообщает документ.

В центре шатра «стоит скиния, то есть присутствие Господа», поясняет рабочий документ, развивая метафору:

«Устойчивость шатра обеспечивается прочностью его колышков, то есть основ веры, которые не меняются, но могут быть перемещены и посажены на новую почву, чтобы шатер мог сопровождать народ на протяжении всей истории. Наконец, чтобы не провиснуть, конструкция шатра должна сохранять равновесие между различными силами и напряжениями, которым она подвергается».

В третьей главе говорится о том, что Церковь должна жить «христологическим парадоксом, то есть смело провозглашать свое подлинное учение и в то же время предлагать свидетельство радикального включения людей и принятия через свое пастырское и различающее сопровождение». Мы призваны к «видению Церкви, способной к радикальной инклюзии и глубокому гостеприимству в соответствии с учением Иисуса». Путь к большей инклюзии требует «глубокого слушания и принятия того, что преображает нас». Препятствиями на пути к такому слушанию являются иерархические структуры, клерикализм и социально-экономическое неравенство.

В ходе слушаний многие говорили о необходимости вовлечения маргинальных групп, включая молодежь, инвалидов, тех, кто недоволен литургическими изменениями, тех, кто сделал аборт, одиноких родителей, людей, живущих в полигамном браке, ЛГБТК, тех, кто оставил рукоположение и женился, а также «женщин и возможных детей священников, нарушивших обет безбрачия, которые в противном случае рискуют пострадать от серьезной несправедливости и дискриминации».

Также были перечислены «беднейшие, одинокие пожилые люди, коренные народы, мигранты, беспризорные дети, алкоголики и наркоманы, те, кто попал в сети преступности, и те, для кого проституция кажется единственным шансом выжить, жертвы торговли людьми, пережившие жестокое обращение (в Церкви и за ее пределами), заключенные, группы, страдающие от дискриминации и насилия из-за расы, этнической принадлежности, пола, культуры и сексуальности». Документ признает, что «проблемы трайбализма, сектантства, расизма, бедности и гендерного неравенства» существуют «как в жизни Церкви, так и в мире».

В ответ на эти вызовы «миссия Церкви состоит в том, чтобы сделать Христа присутствующим среди Его народа через чтение Слова, празднование Таинств и через все действия, которые заботятся о раненых и страдающих». Миротворчество и примирение, а также работа во имя справедливости являются важнейшими составляющими этой миссии. Миссия церкви во многих местах мира включает в себя диалог с людьми разных религий.

Литургия, объединяющая общину, была признана важной для того, чтобы сделать общение осязаемым, дать возможность проявить участие.

Наконец, в обобщении говорится:

«Почти во всех докладах поднимается вопрос о полном и равном участии женщин. Во многих докладах содержится просьба к Церкви продолжить размышления по ряду конкретных вопросов: активная роль женщин в руководящих структурах церковных органов, возможность для женщин с соответствующей подготовкой проповедовать в приходах».

Четвертая и последняя глава рабочего документа обращена в будущее, призывая участников быть «Церковью, которая учится слушать, как обновить свою миссию в свете знамений времени, чтобы продолжать предлагать человечеству образ бытия, в котором все могут чувствовать себя включенными в качестве действующих лиц».

Синод вызывает много споров. Либералы видят в нем возможность продвинуть реформы, заблокированные Папами Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI после Второго Ватиканского собора: женатые священники, женщины-священники, принятие искусственного контроля рождаемости, переосмысление сексуальной этики и т.д. Консерваторы видят в этом попытку либералов оказать давление на Церковь, чтобы заставить ее изменить свои учения.

Либералы указывают на общественную поддержку их реформ; консерваторы возражают, говоря, что Церковь — это не демократия.  Консерваторы опасаются, что Папа уступит общественному давлению; либералы боятся, что их реформы снова будут отвергнуты иерархией.

С другой стороны, Папа Франциск сосредоточен на совершенствовании миссии церкви по провозглашению Евангелия и создании более синодальной Церкви.

Во введении к «Рабочему документу для континентального этапа» синодального процесса говорится, что основной вопрос, определяющий весь процесс, заключается в том, как это совместное путешествие «позволит Церкви провозглашать Евангелие в соответствии с возложенной на нее миссией; и какие шаги Дух предлагает нам предпринять, чтобы расти как синодальная Церковь?».

Если либералы хотят заручиться поддержкой Папы Франциска в отношении своих реформ, им нужно будет показать, как эти реформы позволяют Церкви лучше провозглашать Евангелие и как они помогают нам расти как синодальной Церкви. Если консерваторы хотят убить эти реформы, они должны показать, что предлагаемые реформы делают прямо противоположное.

Я считаю, что многие из предложенных реформ помогут Церкви лучше провозглашать Евангелие и сделают ее более синодальной, но я не знаю, что подумает Папа Римский. Я предполагаю, что он примет больше реформ, чем хотят консерваторы, но будет действовать медленнее, чем хотят либералы. В противном случае он может разрушить ту самую синодальность, которую он хочет укрепить».

 

Читайте также:

Католики приглашаются к сотрудничеству с другими христианами

Открылась Неделя молитв о единстве христиан

Папа Римский: нужно «изменить регистр» и прекратить войну

Севастьянов: Папа не в политике, а в Евангелии

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber