Севастьянов: Папа не в политике, а в Евангелии

Севастьянов: Папа не в политике, а в Евангелии

«Я — его посол доброй воли»: председатель Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов рассказал о близким общении с Франциском, отверг его «заигрывания» с Москвой и объяснил, почему христианство и Папа должны пребывать не в политике, а в Евангелии

Председатель Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов недавно заявил, что Папа Франциск намерен посетить Москву, а затем и Киев. The European Times предложили Леониду Севастьянову более подробно прокомментировать как эти слова, так и его отношения с Папой Римским в целом.

— Ваши высказывания о позиции Папы Франциска по поводу войны в Украине часто появляются в СМИ, и, по сути, вы выступаете в роли публичного посредника Папы. Мы больше узнаем о его позиции и планах от Вас, нежели от него самого. Уполномочены ли Вы Святейшим Отцом давать такие комментарии?

— Моя семья знает Папу Римского уже 10 лет. Наше знакомство с ним произошло во время организации концерта за мир в Сирии — в 2013 году в Ватикане. Моя жена Светлана Касьян, оперная певица, участвовала в концерте с сольной программой. Сам я занимался организационными вопросами.

С тех пор мир, миротворчество — это именно то, на чем основаны наши отношения с Папой Римским.

Кроме того, мы с женой активно участвуем в пролайф-движении. В 2015 году мы создали фонд «Спасем жизнь вместе», который занимается защитой достоинства и прав нерожденных детей. За свою деятельность Светлана была возведена Папой Франциском в ранг Дамы ордена Святого Сильвестра.

Мы с женой очень дорожим нашими отношениями с Папой Франциском и даже назвали в его честь нашего новорожденного сына.

Когда началась война, Папа дал мне послушание работать на благо мира. Я являюсь его послом доброй воли в деле укрепления мира. Вы знаете, что Папа — иезуит. Духовность иезуитов подчеркивает роль личности, маленького человека, его самостоятельность в продвижении Евангелия по всему миру. Папа Франциск, я думаю, доверяет мне, понимая, что у меня нет никаких скелетов в шкафу, и моя мотивация для него ясна и очевидна. Папа говорил мне, что готов на любой шаг, лишь бы в Европе воцарился мир. Для него поездка в Россию и Украину имеет большой символизм. Он уверен, что эта поездка поможет Украине и России договориться о мире, который будет справедливым для всех.

— Во время протестов в Беларуси Вы безоговорочно поддержали белорусский народ в борьбе за мир, свободу и справедливость. На чьей стороне сейчас правда в войне России в Украине? Насколько, по-вашему, обоснованы территориальные претензии России в отношении Украины, в том числе в отношении Крымского полуострова?

Несколько лет назад я бы попытался ответить на Ваш вопрос так, как Вы хотели бы услышать мой ответ. Но мои отношения с Папой Франциском помогли мне понять себя как христианина, или, если хотите, понять само христианство. Я отвечу вам вопросом на вопрос: на чьей стороне Папа Римский в вопросе разрушения Папских государств, в вопросе завоевания Рима Гарибальди и Виктором Эммануилом? Или на чьей стороне Иисус Христос и апостол Петр в вопросе падения Иерусалима в 70-м году?

Я хочу сказать, что христианство как таковое не отвечает на вопросы геополитики. Скорее, это вне компетенции христианства. Рассматривать христианство как патриотизм — это не часть Евангелия. Я не говорю, что человек не должен быть патриотом, я лишь говорю, что христианство нельзя втягивать в вопросы патриотизма и национальных интересов. Христианство оперирует вопросами вечности — даже тогда, когда не будет существовать ни самой Земли, ни Солнечной системы.

Поэтому многие не понимают Папу Римского, хотят видеть в нем политика, как видели в Христе многие Его современники. Разочаровавшись в Нем как в политике, одни предают Его, другие отрекаются от Него, третьи готовы Его распять. Давайте посмотрим на Папу как на проповедника Евангелия, а не как на политика.

Леонид Севастьянов ранее уже высказал свое личное мнение о войне, заявив, что с христианской точки зрения ее поддержка — это ересь. 30 августа 2022 Ватикан выступил с заявлением, в котором содержалось следующее: «Что касается широкомасштабной войны в Украине, инициированной Российской Федерацией, Папа Франциск ясно и недвусмысленно осуждает ее как морально несправедливую, недопустимую, варварскую, бессмысленную, гнусную и кощунственную».

Ватикан прояснил позицию в отношении Украины – официально

— Вы регулярно даете комментарии ТАСС, который за рубежом воспринимается как один из рупоров кремлевской пропаганды. Почему Вы сотрудничаете именно с этим СМИ?

В России всего 3 информационных агентства: ТАСС, РИА Новости и Интерфакс. Других нет. Я не могу отвечать за других. Я могу отвечать только за себя. Только потому, что в моих словах нет политической мотивации и политической пропаганды.

— Вы давно знаете Патриарха Кирилла, еще с тех пор, когда он был митрополитом Смоленским. Каковы ваши отношения с ним сейчас? Что Вы можете сказать о фразе Папы Франциска, что он алтарник Путина? Какие у Вас сейчас отношения с митрополитом Иларионом и новым главой ОВЦС владыкой Антонием (Севрюком)? Поддерживаете ли Вы с ними связь?

Я знаком с Патриархом Кириллом с 1995 года. Я был направлен митрополитом Алимпием Гусевым, председателем Русской Православной Старообрядческой Церкви, для обучения в Московской духовной семинарии через митрополита Кирилла. Тогда же Патриарх направил меня учиться в Рим в Григорианский университет, я поехал туда в 1999 году через монашескую общину в Бозе, которая находится на севере Италии. Я учился в Риме на деньги этой самой общины под руководством ее руководителя Энцо Бьянки. Затем я продолжил обучение в Джорджтаунском университете в Вашингтоне по стипендии американского фонда Брэдли. Я работал в Джорджтаунском университете в качестве капеллана, а также во Всемирном банке.

Когда я вернулся в Москву в 2004 году, я не хотел работать в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС). На этой почве у нас возникло недопонимание с митрополитом Кириллом, который тогда возглавлял эту структуру, которое, можно сказать, сохраняется до сих пор (недопонимание). В 2009 году, после избрания митрополита Кирилла Патриархом и назначения митрополита Илариона (Алфеева) председателем ОВЦС, я создал и возглавил Фонд Григория Богослова, который спонсировал деятельность ОВЦС, создание и восстановление зданий и помещений, Общецерковной аспирантуры и докторантуры, а также его повседневную деятельность.

В связи с тем, что я не поддержал разрыв общения с греческими Церквами в 2018 году, а также был возмущен недостойным отношением Московского Патриархата к старообрядцам, финансирование с нашей стороны было прекращено, и я покинул фонд. В 2018 году состоялся единственный в истории Всемирный съезд старообрядцев, на котором я представил концепцию Всемирного союза. Эта концепция была одобрена съездом, и в 2019 году я создал организацию Всемирного союза староверов. С тех пор в рамках этой организации я занимаюсь защитой и продвижением мирового старообрядчества.

В России я также принимаю самое активное участие в продвижении религиозной свободы для всех внутри страны. Что касается владыки Антония (Севрюка), нового главы ОВЦС, то я его хорошо знаю, еще с тех времен, когда он был студентом. Ничего плохого о нем сказать не могу. Я знаю его только с лучшей стороны. Он никогда не делал ничего плохого ни мне, ни кому-либо из моих знакомых.

— Почему Папа Римский намерен посетить сначала Москву, а не Киев? Вы пытались обсудить с ним возможность сначала приехать в Киев, а только потом донести позицию украинских властей до Кремля, а не наоборот?

Я думаю, что для Папы порядок визита не имеет принципиального значения: он просто хочет соединить посещение двух столиц в рамках одной поездки. То есть побывать в Украине и в России, а въедет ли он в Россию с территории Украины или, наоборот, в Украину с территории России, это для него не важно. Важно, чтобы эти два визита были частью общей поездки, чтобы подчеркнуть миротворческий и гуманитарный характер поездки. Я думаю, что россияне не обидятся, если он полетит в Россию из Украины.

—  Насколько Папа Римский прислушивается к вашему мнению? Насколько оно важно для него?

Папа Римский прислушивается к любому мнению. Для него чем меньше человек, тем важнее его мнение. Я убедился в этом на собственном опыте. Мое мнение для него, я в этом абсолютно уверен, не более важно, чем мнение украинцев или тех белорусов, с которыми он общается.

Украинская паства очень болезненно реагирует на слова и действия Папы, считая, что он действует в русле политики Кремля. Видит ли Папа угрозу потери украинской паствы в своем заигрывании с Москвой?

Что касается так называемого «заигрывания» Папы, то я хотел бы еще раз напомнить, что Папа занимается Евангелием, а не политикой. Помните, как ученики пришли ко Христу и сказали Ему, что многие отошли от Него из-за Его неполиткорректных слов? Тогда Христос спросил их: А вы, разве вы тоже не хотите уйти от Меня? И тогда Петр ответил, что им некуда идти, потому что Он — Христос.

Папа Римский говорит о Евангелии. И оно для всех, и для русских, и для украинцев. Христос висел на кресте, а справа и слева от Него были разбойники. Но один из них сказал, что хочет быть со Христом, а другой сказал, что не хочет.

А вот история о Папе Римском. Папу Римского нельзя сравнивать с Джорджем Вашингтоном, братьями Маккавеями, князем Владимиром, Мономахом или королем Станиславом. Папу можно сравнить только с Христом. И чтобы спросить, соответствует ли его поведение Христу или нет, нужно задать вопрос, что бы сделал Христос на его месте. Врач нужен не здоровым, а больным. Все Евангелие об этом!

Согласны ли Вы с заявлением Папы Римского о том, что погибшая Дарья Дугина — невинная жертва войны? Знали ли Вы Дарью, когда она была прихожанкой одного из храмов Русской Православной Церкви? Как получилось, что она стала одним из пропагандистов войны?

Знаете, на слова о Дарье я хотел бы ответить речью крестного отца к гробовщику, который пришел просить крестного отца убить преступников, изнасиловавших его дочь. Гробовщик ответил, что справедливость восторжествует. Крестный отец спросил: справедливо ли убивать тех, кто никого не убивал? Даже в Ветхом Завете существовало правило воздаяния по заслугам. Дарья никого не убивала, она не участвовала в войне на передовой. Поэтому ее смерть несправедлива. В этом смысле она — невинная жертва войны. Так сказал Папа Римский. Я не знал Дарью. До ее смерти ее вообще мало кто знал. Она не оказала существенного влияния на идеологию в России.

Фото: «Русская Вера»

 

Читайте также:

Папа готов посетить Донбасс после визита в РФ – Севастьянов

Игнатенко: встреча Патриарха и Папы может быть миротворческой

Папа хочет встретиться с главой РПЦ в сентябре 2022 в Казахстане

За сочувствие Дугиной Папу критикует посол Украины

Франциск: Дугина — среди «невинных», убитых из-за войны

Севастьянов: Папа не поддаётся манипуляциям Зеленского

 

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber