Международный суд начнет дело о военных преступлениях РФ

Международный суд начнет дело о военных преступлениях РФ

Похищения украинских детей и нанесение ударов по гражданским: дело о военных преступлениях РФ начнет Международный уголовный суд.

Международный уголовный суд (МУС) намерен возбудить два дела о военных преступлениях, связанных с российским вторжением в Украину, и будет запрашивать ордера на арест нескольких человек.

Об этом пишет 13 марта 2023 The New York Times со ссылкой на нынешних и бывших официальных лиц, осведомленных о решении, которые не имели права выступать публично.

Эти дела представляют собой первые международные обвинения, выдвинутые с начала конфликта, после нескольких месяцев работы специальных следственных групп.

Они утверждают, что Россия похищала украинских детей и подростков и отправляла их в российские лагеря перевоспитания, а Кремль преднамеренно наносил удары по гражданской инфраструктуре.

Главный прокурор МУС Карим Хан [на фото справа] должен сначала представить свои обвинения коллегии досудебных арбитров, которые решат, были ли соблюдены правовые стандарты для выдачи ордеров на арест или следователям нужны дополнительные доказательства.

Неясно, кому суд собирался предъявить обвинение в каждом конкретном случае. На просьбу подтвердить запросы об ордерах на арест прокуратура ответила: «Мы не обсуждаем публично детали, связанные с текущими расследованиями».

Некоторые сторонние дипломаты и эксперты заявили, что президенту России Владимиру Путину могут быть предъявлены обвинения, поскольку суд не признает иммунитет главы государства в делах, связанных с военными преступлениями, преступлениями против человечности или геноцидом.

Фотография, опубликованная российскими государственными СМИ, на которой запечатлены президент Владимир Путин и уполномоченный по правам ребенка Мария Львова-Белова, сделанные в прошлом месяце.Кредит...Михаил Метцель/Sputnik/EPA/NYT
Фотография, опубликованная российскими государственными СМИ, на которой запечатлены президент Владимир Путин и уполномоченный по правам ребенка Мария Львова-Белова, сделанные в феврале 2023. Михаил Метцель/Sputnik/EPA/NYT

Тем не менее вероятность судебного разбирательства остается незначительной, говорят эксперты, поскольку суд не может рассматривать дела заочно, а Россия вряд ли выдаст своих чиновников.

Кремль отвергает обвинения в военных преступлениях, но международные и украинские следователи собрали убедительные доказательства множества злодеяний, совершенных с первых дней вторжения.

По словам проинформированных официальных лиц, первый случай связан с широко известным похищением украинских детей, от малышей до подростков. Как выяснили The New York Times и исследователи, в рамках спонсируемой Кремлем программы их вывозили из Украины и помещали в дома [семьи], чтобы они стали гражданами России, или отправляли в летние лагеря для перевоспитания. Некоторые приехали из детских домов или групповых домов.

Москва не делала секрета из своей программы, представляя ее как гуманитарную миссию по защите осиротевших или брошенных из-за войны украинских детей.

Уполномоченный по правам ребенка в России Мария Львова-Белова, публичное лицо программы, начала отправлять детей в Россию через несколько недель после начала вторжения в феврале 2022 года и регулярно появлялась на телевидении, пропагандируя усыновление. В мае прошлого года Путин подписал указ об ускорении доступа украинцев к российскому гражданству.

Прокурор г-н Хан публично заявил о своем намерении возбудить дело, заявив, что незаконная передача детей в Россию или на оккупированные территории Украины является приоритетом для его следователей.

Ранее в этом месяце он посетил детский дом на юге Украины, который сейчас освободили, и его офис опубликовал фотографию, на которой он стоит среди пустых детских кроваток. «С детьми нельзя обращаться как с военными трофеями», — сказал он в заявлении после своего визита.

В отчете, опубликованном в феврале Йельским университетом и программой по наблюдению за конфликтами Государственного департамента США, говорится, что не менее 6000 детей из Украины содержатся в общей сложности в 43 лагерях в России, причем фактическое число считается бо’льшим. Национальное информационное бюро правительства Украины сообщило, что на начало марта их может быть более 16 тысяч.

«Этому вопросу уделяется много внимания, и преследование его как преступления вызовет бурную реакцию», — сказал Марк Эллис, исполнительный директор Международной ассоциации юристов. «Насильственно переправлять через границу мирных жителей запрещено, а во время конфликта это может быть военным преступлением. Это также может быть приравнено к преступлениям против человечности, если оно является частью широкомасштабной и систематической политики. Депортация детей может быть даже частью намерения совершить геноцид».

Во втором случае главный прокурор МУС рассмотрит непрекращающиеся атаки России на гражданскую инфраструктуру, включая системы водоснабжения, газоснабжения и электростанции, которые далеки от боевых действий и не считаются законными военными целями.

У правительства США есть доказательства, проливающие свет на решения Кремля преднамеренно наносить удары по жизненно важной гражданской инфраструктуре, и многие в администрации Байдена, как говорят, выступают за то, чтобы поделиться ими с судом, хотя США и не является его членом. Но министерство обороны [Пентагон] блокирует обмен разведданными, потому что опасается создания прецедента, который может открыть путь для судебного преследования американцев.

По словам официальных лиц, президенту Байдену еще предстоит решить, одобрять ли публикацию этого материала.

В ближайшее время не ожидается выдачи ордеров на арест подозреваемых по любому из двух дел.

В прошлом судьям международного суда требовалось несколько месяцев для рассмотрения обвинений, прежде чем выдавать ордера на арест или повестку в суд. Но разруха, происходящая в Украине, заставила суд действовать быстро.

Более 40 стран, являющихся сторонами суда, потребовали его вмешательства. Сама Украина не является формальным членом, но предоставила суду юрисдикцию над своей территорией.

Правительство Украины сейчас проводит собственные судебные процессы по делам о военных преступлениях, и множество других международных органов также проводят расследования.

Но над расследованиями нависает вопрос, дойдут ли когда-нибудь дела против России до суда.

В последние недели группа правительств и международных организаций активизировала переговоры о необходимости создания отдельного международного суда, наделенного полномочиями преследовать Россию за преступление агрессии, в отношении которого МУС не обладает юрисдикцией. Суд может привлечь к ответственности отдельных лиц, даже лидеров, только за военные преступления, преступления против человечности и геноцид в этом случае.

Но сторонники нового суда утверждают, что агрессия является первостепенным преступлением, из которого вытекают все остальные. Он эффективен, потому что самым непосредственным образом обращается к политическим или военным лидерам, решившим вести войну.

Тем не менее, западные правительства считают, что МУС играет определенную роль и должен действовать. Выдача любого ордера на арест, даже если он не приводится в исполнение, имеет символическое значение, потому что может сделать кого-то изгоем, поскольку эти обвинения никуда не денутся, считают юристы.

На верхнем фото: прокурор Международного уголовного суда Карим Хан (справа) и генеральный прокурор Украины Андрей Костин в феврале 2023 под Киевом. Валентин Огиренко/Reuters/NYT


Высказанные суждения и оценки отражают мнения их авторов. Информация приведена с учетом ее общественной значимости.

 

Продолжение:

РФ и 7 диктатур – против религиозной нетерпимости в Европе

 

Читайте также:

Франциск: война как геноцид, Ватикан и Израиль служат миру

Львова-Белова усыновила ребенка из Донбасса

Доклад США: РФ удерживает 6000+ украинских детей в лагерях

 

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber