Иезуит Штефан Липке: наш орден очень успешен — и неспроста

Иезуит Штефан Липке: наш орден очень успешен - и неспроста

Иезуит Штефан Липке: наш орден очень успешен — и неспроста

Среди секретов — эффективная миссионерская деятельность

Католики отмечают Юбилейный год святого Игнатия Лойолы, основателя «Общества Иисуса Христа«. Эта организация более известна как орден иезуитов, чьим последователям в массовом сознании обычно приписывается коварство и хитрость. В интервью РИА Новости иезуитский священник и директор Института святого Фомы в Москве Штефан Липке рассказал, с чем связаны подобные домыслы и чем на самом деле занимается орден. Беседовал Никита Бизин.

— Отец Штефан, в обыденном употреблении слово «иезуиты» и однокоренные ему, как правило, носят довольно-таки негативный оттенок — как синонимы двусмысленности, хитрости. Иногда же иезуитов связывают с различными конспирологическими теориями. Как вы объясняете это?

— Все пошло от протестантов в XVI веке. Они подметили, что иезуиты очень успешны. Тогда еще бытовало мнение: просто так быть не может – по любому есть место чему-то нечестному. Отсюда пошли различные истории, в которых, конечно, есть правдивая основа. Например, Игнатий Лойола говорил, что миссионеру стоит входить через дверь собеседника, а выходить через свою. Но есть ли в этом что-то нечестное? Те же миссионеры в Китае знали, что христианство как таковое напрямую не интересует местное население, в отличие от, допустим, математики или астрономии. И через это они начинали проповедь.

Аналогичная ситуация и со школами иезуитов (которые были по всей Европе, а также в Азии и Латинской Америке – прим.ред): не секрет что среди школьников в последней четверти XVI века было очень много протестантов. Их родители искали место, где дают хорошие знания – таковыми были как раз иезуитские учреждения. Члены общества, конечно, все это предоставляли. Но тоже со своим умыслом: чтоб потом эти семьи стали католическими. Что здесь нечестного? Все ведь про это прекрасно знали.

Именно на основе таких случаев, как я думаю, и сформировался миф об иезуитах. И еще, может быть, из-за вопросов с исповедью. И есть мнение, что иезуитский подход к таинству и к понятию греха в целом таков: мол, человек рассказывает о духовном проступке, а исповедник объясняет, что на самом деле можно и дальше спокойно грешить, якобы ничего плохого нет. Особенно если покаяние совершает богатый человек – в таком случае, если отталкиваться от распространенного заблуждения, иезуиты могут им манипулировать в своих целях: «Обращайся, мы тебе поясним, что можно, а что нет». До таких крайностей, конечно, не доходило. Хотя да, иезуиты действительно придерживались более мягкой позиции, чем, допустим, доминиканцы. Но в жизни бывает много сложных моментов, особенно если говорить о людях, наделенных властью, которым приходится принимать неоднозначные решения. Вот откуда пошли популярные обвинения в адрес иезуитов.

Французский иезуит-миссионер в Китае

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber