С единственной страной Байден не сбавляет напряженности: Китай. Фон ясен — Соединенные Штаты убеждены, что они с Китаем ведут поединок за мировое господство. И ни один из них не готов отступить.
Президент Джо Байден вступил в должность, пообещав быстро действовать, чтобы восстановить и наладить отношения Америки с остальным миром, но одной крупной стране еще предстоит увидеть какие-либо усилия США по улучшению отношений: Китай.
От Ирана до России, от Европы до Латинской Америки Байден стремился снизить напряженность, которая выросла за четыре года пребывания у власти президента Дональда Трампа. Тем не менее, никаких инициатив в отношении Китая не было, обращает внимание AP.
Хотя администрация Байдена прекратила яростные риторические атаки и почти ежедневные объявления о новых санкциях против Китая , которые стали обычным явлением при Трампе, она еще не отказалась от каких-либо действий Трампа против Пекина.
Это стойкое состояние враждебности малой интенсивности имеет серьезные последствия. Китай и США являются двумя крупнейшими экономиками мира и двумя крупнейшими источниками выбросов парниковых газов. Их борьба за власть усложняет глобальные усилия по борьбе с изменением климата и восстановлению после разрушительного воздействия пандемии коронавируса.
Жесткая позиция Байдена уходит корнями в борьбу за мировую власть, но она также является результатом президентской избирательной кампании 2020 года, в которой Трамп и его союзники неоднократно пытались изобразить его мягким по отношению к Китаю, особенно во время пандемии, которая там зародилась. Законодатели обеих партий также не проявляют особого желания ослабить давление на Китай.
Таким образом, в первый месяц своего пребывания в должности Байден и госсекретарь Энтони Блинкен подтвердили многие из наиболее значительных шагов администрации Трампа, направленных против Китая, включая определение того, что подавление им уйгурских мусульман и других меньшинств в западном регионе Синьцзян является «геноцидом» и категорический отказ почти от всех морских претензий Китая в Южно-Китайском море.
Новая администрация также не заявила о снижении ставок Трампа, ограничений в отношении китайских дипломатов, журналистов и ученых в США или критики политики Китая в отношении Тибета, Тайваня и Гонконга. Он также критикует попытки Пекина укрепить свое глобальное влияние с помощью телекоммуникационных технологий, социальных сетей, образовательных и культурных обменов.
Кандидат Байдена на пост главы ЦРУ Уильям Бернс недвусмысленно выразил обеспокоенность по поводу многих из этих вопросов на слушаниях по утверждению кандидатур в среду. А недавно утвержденный посол США в ООН Линда Томас-Гринфилд подчеркнула свою обеспокоенность положением дел и пообещала бороться с попытками Китая оказать чрезмерное давление на другие страны в ООН.
Фон ясен: Соединенные Штаты убеждены, что они с Китаем ведут поединок за мировое господство. И ни один из них не готов отступить.
Время от времени Китай выражал надежду, что Байден изменит то, что, по словам представителя министерства иностранных дел Чжао Лицзяня, было действиями администрации Трампа, которые «нанесли неизмеримый ущерб отношениям между двумя странами».
Эти замечания последовали за речью, в которой главный дипломат Китая Ван И потребовал, чтобы администрация Байдена сняла ограничения на торговлю и контакты между людьми и прекратила то, что Пекин считает необоснованным вмешательством в районы Тайваня, Гонконга, Синьцзяна и Тибета.
Ван призвал США «прекратить очернять» репутацию правящей Коммунистической партии Китая.
«Мы надеемся, что политики США будут идти в ногу со временем, четко видеть мировые тенденции, отказываться от предубеждений, отказываться от необоснованных подозрений и двигаться к возвращению политики Китая в разум, чтобы обеспечить здоровое и устойчивое развитие Китая. Отношения с США», — сказал он.
Но антикитайская риторика не утихла. Высшие должностные лица администрации Байдена пообещали использовать американскую мощь для сдерживания того, что многие демократы и республиканцы считают растущей угрозой со стороны Китая интересам и ценностям США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и за его пределами.
Все они неоднократно называли Китай стратегическим соперником или противником, а не партнером или потенциальным другом, а также продемонстрировали свою веру в то, что Америка должна «превзойти» Китай.
«Превосходство Китая будет ключом к нашей национальной безопасности в предстоящие десятилетия», — сказал Бернс на слушаниях по его утверждению. «Китай — грозный авторитарный противник, методично укрепляющий свои возможности воровать интеллектуальную собственность, подавлять собственный народ, запугивать своих соседей, расширять свое глобальное присутствие и укреплять влияние в американском обществе».
«Мне трудно увидеть более серьезную угрозу или вызов для Соединенных Штатов, насколько я могу видеть в 21 веке, чем эта. Это величайшее геополитическое испытание, с которым мы сталкиваемся», — сказал он.
По крайней мере, некоторые специалисты по Азии в Соединенных Штатах считают, что Байден медленно движется к потенциальному возобновлению взаимодействия с Китаем отчасти потому, что он хочет укрепить свои внутренние позиции и дать понять, что США не являются жертвой китайского хищничества.
«Они воздерживаются от обычного синдрома новой администрации, которая пытается решать проблемы с Китаем», — сказал Дэнни Рассел, который был помощником госсекретаря по Азии при администрации Обамы, а сейчас является вице-президентом Института политики общества Азии.
Рассел сказал, что Байден «рассылает сообщения, которые демонстрируют, что он не снисходителен к Китаю, что он не обижает Китай, что он не настолько отчаянно нуждается в прорыве в изменении климата, что он собирается торговать интересами нашей национальной безопасностью».
Китайские ученые не видят разницы в подходе Байдена.
«Преемственность преобладает над приспособлением и изменениями», — сказал Чжу Фэн, профессор международных отношений элитного Нанкинского университета.
Байдену придется иметь дело с Китаем, который гораздо могущественнее и влиятельнее, чем при прежних администрациях США, сказал Ю Ванли, профессор международных отношений Пекинского университета языка и культуры.
«Есть огромное расхождение между тем, что они думают о Китае, и тем, чем он является на самом деле», — сказал Ю. «Их политика в отношении Китая основана на иллюзиях, которые обязательно будут иметь плохие последствия. Им нужно время, чтобы вернуться к реальности».
«Помимо поддержки Тайваня, США рассматривают политику Китая в Гонконге, Синьцзяне и других странах как вопросы прав человека, в то время как Китай рассматривает их как вопросы суверенитета», — сказал Ю. «Трения по-прежнему будут существовать, и картина останется прежней».
Фото: HBR
Читайте также:
Бернс утвержден в Комитете Сената на ЦРУ – внимание на Китай
Китай зовет Бачелет в Синьцзян – но не дает ей слова
Китай отвергает обвинение в геноциде в Синьцзяне
Китай ограничил вещание BBC после сообщений о репрессиях мусульман
Байден указал Си на проблемы Синьцзяна, Гонконга и Тайваня в первой беседе
Джо Байден создает оперативную группу Пентагона по Китаю
Блинкен оказывает давление на Китай по Синьцзяну, Тибету и Гонконгу
«МОК бездействует»: правозащитники хотят отменить Олимпиаду в Пекине
Китай: новые правила против религиозных обменов с иностранцами