Выборы в Ираке: ключевой вопрос — о влиянии там Ирана

Выборы в Ираке: ключевой вопрос - о влиянии там Ирана

Выборы в Ираке: ключевой вопрос — о влиянии там Ирана

На подъеме Муктада ас-Садр, недовольный иранским вмешательством

Иракские шиитские ополченцы, которые часто выступают в роли проводников влияния соседнего Ирана, потерпели поражение на выборах в Ираке, а шиитский священнослужитель Муктада ас-Садр, который выделился, заняв более националистический подход, стал самой сильной политической фигурой Ирака.

Результаты подчеркивают растущие разногласия по поводу иранского влияния в стране, ослабляя союзников Ирана в его стремлении возобновить ядерную сделку с мировыми державами и вступить в контакт со своим региональным соперником Саудовской Аравией, отмечает AP.

Это также обостряет напряженность между шиитскими группировками в стране, потенциально еще больше усложняя задачу Ирака по уравновешиванию своих союзов с Ираном и его врагом —  Соединенными Штатами.

Ополченцы, поддерживаемые Ираном, опровергли результаты во вторник после того, как стало известно, что их избирательный список, известный как «Альянс Фатх», сократил количество мест в парламенте с 48 до 12-14.

Список «Сайрун» шиитского священнослужителя Муктады ас-Садра получил 20 дополнительных мест, укрепив свой статус крупнейшего блока в парламенте из 329 членов.

Суннитская фракция во главе со спикером парламента Мохамедом аль-Халбуси заняла второе место — место, полученное «Альянсом Фатх» в 2018 году, — в то время как независимые кандидаты получили около 10 мест. Это первое представительство в парламенте кандидатов, связанных с антиправительственным протестным движением 2019 года.

Хади аль-Амери, лидер «Альянса Фатх», назвал результаты «мошенничеством». Абу Али аль-Аскари, высокопоставленный лидер «Катаиб Хезболла», одного из самых жестких боевиков, лояльных Ирану, заявил, что это манипуляции с голосованием, направленные против ополченцев.

Садр на подъеме

Повсеместное разочарование в нынешнем политическом классе Ирака, похоже, помогло политической коалиции ас-Садра в выборах, отмеченных рекордно низкой явкой.

47-летний воинствующий, а ныне популистский проповедник выразил всеобщее недовольство жестким вмешательством Ирана в Ирак с помощью вооруженных формирований.

Известно, что он возглавил повстанческое движение против сил США, однако ас-Садр в последние годы пытался преобразовать себя в националиста, выступая против коррупции и неэффективных служб.

Хотя он поддерживает тесные связи с политическим и религиозным руководством Ирана, он публично критикует влияние Ирана и США в стране. В последние годы он подверг критике потоки иранского оружия шиитским ополченцам в Ираке.

Ас-Садр пользуется преданностью миллионов иракцев, в том числе тех, кто сражался в составе его бывшего ополчения «Армия Махди» с первых дней оккупации США. В 2014 году он реорганизовал своих бойцов под названием «Бригады мира» — «Сарая Салам» — и воевал против боевиков Исламского государства*.

Торжества начались вечером в понедельник в Садр-сити Багдада, бедном квартале, в котором проживает около 3 миллионов человек и который назван в честь отца священнослужителя аятоллы Мохаммеда Садека ас-Садра, убитого подозреваемыми агентами Саддама Хусейна в 1999 году.

Хотя многие из них не пришли на голосование из-за общего настроения апатии, сложная политическая машина ас-Садра мобилизовала его лояльную базу сторонников, чтобы проголосовать за них, и успешно воспользовалась новым избирательным законом, основанным на меньших округах.

Предварительные результаты почти наверняка дадут ас-Садру усиление власти над правительством.

Роль Ирана разделяет

Поддерживаемые Ираном шиитские ополчения, известные под общим названием Силы народной мобилизации, приобрели популярность и огромное влияние после того, как сыграли ключевую роль в разгроме боевиков ИГ*, начиная с 2014 года. «Альянс Фатх», состоящий из кандидатов Сил народной мобилизации, занял второе место на выборах 2018 года, что было воспринято как показатель растущего влияния Тегерана в Ираке.

Но вооруженные группы все чаще рассматриваются как угроза государственной власти, и вопрос о бойцах, не контролируемых государством, становится предметом споров. Когда в конце 2019 года в Багдаде и на преимущественно шиитском юге поднялись десятки тысяч людей, бушевавших против коррупции и влияния Ирана, иракские ополченцы приняли участие в их подавлении боевыми патронами. Активисты обвинили их в серии похищений протестующих и молодых активистов.

В последнее время несколько раз шиитские ополченцы в масках, вооруженные пулеметами и гранатометами, открыто проезжали через центральный Багдад, демонстрируя зловещую силу и растущую угрозу, которую ополченцы, лояльные Тегерану, представляют для Ирака.

Убийства иранского генерала Касема Сулеймани и лидера иракских ополченцев Абу Махди аль-Мухандиса в Багдаде в результате направленного Вашингтоном удара с беспилотника в январе 2020 года привели к новым расколам внутри группировок ополченцев, что делало их все более неуправляемыми и разобщенными.

«Результаты выборов стали мощным сигналом для Ирана о том, что его политическое оружие отвергается шиитской улицей», даже если Иран не отпустит своих вооруженных ополченцев, — сказал политический аналитик Ихсан Аш-Шамари.

Что дальше?

Результат выборов будет иметь последствия внутри страны и большое значение для определения отношений Ирака с его соседями и США в течение следующих четырех лет.

Маловероятно, что ас-Садр сможет сформировать правящую коалицию без политических группировок, связанных с Ираном. Любая политическая партия или альянс должны получить большинство из 329 мест в парламенте, чтобы иметь возможность выбрать премьер-министра и сформировать правительство.

Ожидаются месяцы переговоров, прежде чем можно будет сформировать коалицию, представляющую не менее 165 членов парламента, и избрать премьер-министра.

Кроме того, Иран по-прежнему имеет значительное влияние на несколько шиитских блоков и фигур и будет стремиться оказать давление на переговоры.

Соединенные Штаты и арабские государства Персидского залива будут следить за тем, сможет ли действующий премьер-министр Мустафа аль-Каземи получить второй срок.

Аль-Каземи, бывший глава разведки, которого поддерживает Вашингтон, успешно балансирует между интересами США и Ирана в Ираке. Он также провел несколько раундов переговоров между региональными соперниками Ираном и Саудовской Аравией в попытке ослабить напряженность. Эти переговоры сейчас висят на волоске, пока ас-Садр решает, выбрать ли Каземи снова в качестве компромиссного кандидата.

 


* Террористическая организация, запрещенная в РФ

 

Читайте также:

В Ираке старый враг США ас-Садр наращивает политическую власть

Тень Сулеймани: как смерть генерала перевернула иранскую стратегию в Ираке

США дозированно ударили по Ирану во избежание эскалации

Асаиб Ахль аль-Хак бросает вызов Ирану и атакует США в Ираке

Сирия: Израиль бомбит объекты Ирана возле границы с Ираком

В Сирии уничтожен нефтекомплекс оппозиции – русские ракеты?

 

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber