Может ли арабская партия изменить политику Израиля изнутри?

Может ли арабская партия изменить политику Израиля изнутри?

Может ли арабская партия изменить политику Израиля изнутри?

«Отныне любая коалиция с арабскими партиями стала легитимной»

Впервые в истории Израиля Объединенный арабский список Мансура Аббаса [на фото] («Раам») стал частью коалиционного правительства. Однако перед «Раам» стоит сложная задача: провести тонкую грань между тем, чтобы служить своим палестинским избирателям — и быть разумным партнером крайне правых в Израиле.

Несмотря на то, что палестинцы составляют почти 20 процентов населения Израиля, голос этого меньшинства традиционно в значительной степени исключен из процесса принятия политических решений, пишет «Аль-Джазира«. Их представители были персонами non-grata, нежелательными не только в ультраортодоксальных и правых кругах, но также и для светских левых и либеральных партий.

После выборов в марте 2020 года «Раам» предложил поддержать левоцентристскую коалицию под руководством Бенни Ганца. Однако Ганц отклонил это предложение — из опасения, что его разорвет на части правый лагерь как собрата арабов, и вместо этого вступил в коалицию со своим соперником Нетаньяху — выбор, о котором он уже сожалеет.

Благодаря Нетаньяху, который в прошлом часто был склонен политизировать арабский вопрос до тошноты и разжигать антипатию против них, «Раам» теперь является членом израильского правительства.

«Табу было нарушено, по иронии судьбы, лагерем Нетаньяху, которые пытались — и потерпели неудачу — заручиться арабской поддержкой для коалиции Нетаньяху. Используемые методы были совершенно отвратительными», — сказал «Аль-Джазире» Биньямин Нойбергер, почетный профессор политологии Открытого университета Израиля.

Однако Нетаньяху узаконил «Раам», позволив лагерю противников Нетаньяху — Блоку перемен — заставить «Раам» присоединиться к коалиции.

«Отныне любая коалиция с арабскими партиями стала легитимной — и это впервые в истории Израиля», — сказал Нойбергер.

Внутри системы

Однако изменился не только политический ландшафт, но и израильское общество. В феврале 2020 года опросы показали, что только 23 процента избирателей-евреев поддержат идею о том, что арабские партии страны поддерживают правительство Израиля. Опрос, проведенный в апреле 2021 года, показал, что 48% избирателей-евреев прониклись к этой идее.

Таким образом, «Раам» все больше осознавал, что в рамках системы он может достичь большего.

Обычно вопрос о Палестине преобладал в предвыборных программах арабских партий, но явка арабского сообщества оставалась относительно низкой. В этом году явка была самой худшей в истории — 44,6 процента.

Тем не менее, это безразличие к политике вынудило арабские партии начать смену парадигмы, отказавшись от приоритета палестинцев на оккупированных территориях и направив их на улучшение условий жизни их избирателей, палестинских граждан Израиля. Это изменение стратегии имело смысл, учитывая, что голосующие палестинские граждане, похоже, в первую очередь заинтересованы в своей собственной судьбе.

Арабские партии реагируют на изменение настроения своих избирателей, которые все больше интересуются проблемами хлеба с маслом: это рост преступного насилия в арабских городах и деревнях; образование; социальные службы; дискриминация в сфере занятости и муниципальных бюджетов, сказал Нойбергер.

«»Раам» успешно шел в ногу с трендом».

Однако, хотя «Раам» извлек выгоду из этой новой реальности в Израиле, статус-кво не обязательно будет отражать будущее. Фундаментальные опасения евреев по поводу «Раам» по-прежнему связаны с обороной, общественной безопасностью и внешней политикой.

«Раам», естественно, выступает за создание палестинского государства на Западном берегу и в секторе Газа со столицей в Восточном Иерусалиме. Он также поддерживает равные права палестинских граждан Израиля. Однако «Раам» также идеологически связан с ныне запрещенными в Египте «Братьями-мусульманами»* и ХАМАСом в Газе. Последнее, в частности, поднимает сложные вопросы, на которые коалиции необходимо будет найти ответ, особенно если конфликт с Газой снова вспыхнет.

«Раам» идет по тонкой грани, особенно в отношении израильско-палестинского конфликта.

Однако Нойбергер сказал, что основное изменение в этом вопросе будет произведено не «Раамом», а тем фактом, что центр и, тем более, левые стали частью коалиции, которая достигла компромисса с правой частью коалиции.

«Этот компромисс облегчил «Рааму» присоединение к коалиции», — сказал он.

‘Идеологические уступки’

Тем не менее, объединение с крайне правыми израильскими силами, несомненно, будет рассматриваться некоторыми как предательство палестинского дела. Пытаясь опровергнуть это мнение, лидер «Раам» Мансур Аббас продемонстрировал свою склонность следовать плану, за который ранее выступала ультраортодоксальная иудейская религиозная партия ШАС, сказал Нойбергер.

«Аббас пойдет на идеологические уступки, такие как принятие сионизма и признание еврейского государства, в обмен на поддержку своих партийных интересов, например, на финансирование своих школ».

Однако, учитывая тот факт, что «Раам» имеет только четыре места в Кнессете, коалиция по-прежнему будет больше ориентироваться на еврейское большинство, что кажется естественным.

По словам Нойбергера, фундаментальное изменение, похоже, состоит в том, что с этого момента арабское меньшинство будет иметь большее значение, чем это было раньше.

За голосование своей партии Аббас потребовал дополнительных средств для арабского сектора. Сопредседатели правительства Нафтали Беннет и Яир Лапид согласовали и удвоили бюджет пятилетнего плана развития арабского сектора Израиля до 35 миллиардов шекелей (10,75 миллиарда долларов).

Более того, «Раам» добился последующего признания трех незаконно созданных бедуинских деревень в пустыне Негев, избирательном округе, который состоит в основном из религиозных или националистических палестинских граждан Израиля. Это знаменует собой кардинальное изменение в израильской политике — представительство в Кнессете, имеющее право решать вопросы в пользу палестинцев.

«Это первый случай в истории Израиля, когда арабская национальная партия является частью правительства и что правительство зависит от ее голоса в отношении формирования, выживания и принятия законодательства. Это беспрецедентная ситуация — в отличие от коалиции Рабина в 1992-95 годах, когда арабские партии поддерживали правительство из оппозиции», — сказал «Аль-Джазире» Сэмми Смуха, профессор социологии Хайфского университета.

«Главная цель «Раама» в этой коалиции-служить главным представителем арабов в Израиле и быть более представительным, чем другие арабские руководящие органы, такие как Объединенный список, Совет глав местных арабских советов и Комитет высшего уровня».

Таким образом, «Раам», вероятно, будет настаивать на реализации других мер политики, таких как выделение земли для общественных нужд и жилья арабов, война с насилием и преступностью в арабском секторе и строительство арабского университета в Галилее, сказал Смуха.

В частности, проблема преступности все больше и больше разрушает арабские общины, количество убийств неуклонно растет.

Однако это представление не компенсирует очевидные препятствия на пути «Раама».

Беннет, который однажды назвал Аббаса «сторонником террористов», выступает за политику еврейских поселений и является ярым противником палестинского государства. Действительно, большинство партнеров по коалиции — это правые националисты, которые могут критиковать личность Нетаньяху, но не обязательно его политику.

Сколько уступок возможно в такой среде?

Таким образом, политическое участие одной арабской партии вряд ли приведет к примирению между евреями и мусульманами. Последние религиозные волнения показали, насколько хрупким остается сосуществование.

Однако с историческим соглашением о коалиции палестинские граждане Израиля больше не являются изгоями. В конечном итоге, по мнению некоторых экспертов, это могло бы сблизить еврейских и арабских граждан — если удастся сохранить эту чрезвычайно разнородную коалицию.

‘Новая динамика’

Более того, участие «Раама» может способствовать некоторому ослаблению фронта, поскольку радикальные шаги, такие как аннексия оккупированных территорий, могут означать конец коалиции.

«Новая динамика заключается в том, что правительство не может игнорировать потребности и цели арабского меньшинства в гражданской сфере и может поставить под угрозу его выживание, если оно перейдет красную черту в национальной сфере», — сказал Смуха.

Эти красные линии будут повсюду в новом Правительстве Израиля, а именно в вышеупомянутых гражданских и социально-экономических требованиях или последующей войне Израиля в Газе, сказал Смуха.

Однако шансы на пересечение обеих красных линий «невелики», добавил он.

Несмотря на многообещающие перемены в израильской политике, «Раам» сейчас находится в шатком положении, в котором его маневр между идеологией и реальностью кажется весьма ограниченным.

Его роль и поведение в коалиции, вероятно, повлияют на то, действительно ли арабские партии в правительстве будут рассматриваться как законные, продвигающиеся вперед, или это будет сочтено неудавшимся экспериментом и помешает любому будущему прогрессу.

 


* «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун») — организация, признанная в РФ террористической и внесенная в соответствующий Единый федеральный список.

 

Читайте также:

Министр ОАЭ: мир с Израилем будет расти и при новом правительстве

В Израиле создана коалиция с арабами и без иудейских партий

Исламист Аббас призывает к еврейско-арабскому сотрудничеству

ХАМАС грозит начать войну, если катарские деньги не поступят

Руководитель ХАМАС раскритиковал Минск за обвинения о самолете

Репортер из Газы: избили за то, что она не носила платок

Главный раввин Израиля благословляет еврейские учреждения в ОАЭ

Раввины Европы приветствуют нормализацию отношений Израиля и Марокко

 

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber