Госдеп США опубликовал Доклад о религиозной свободе в мире за 2020
Госдепартамент США 12 мая 2021 опубликовал свой ежегодный доклад о состоянии религиозной свободы в мире. Документ за 2020 год был распространен пресс-службой ведомства, сообщает ТАСС.
Как утверждается в посвященном России разделе отчета, «религиозные объединения и неправительственные организации сообщали, что власти продолжали расследовать, задерживать, подвергать тюремному заключению, пыткам <…> людей за их религиозные убеждения и производить конфискацию их собственности, в том числе среди участников групп, которые правительство квалифицирует как экстремистские или запрещенные <…>».
Ссылаясь на данные правозащитного центра «Мемориал» [внесен в РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента], внешнеполитическое ведомство США пишет в документе о том, что в России за отчетный период судебному преследованию за религиозные убеждения подверглось 228 человек.
«Религиозные объединения заявляли, что правительство продолжало применять антитеррористические нормы для ограничения свободы вероисповедания, включая прозелитизм, запрещало религиозную литературу», — говорится в отчете. «<…> Правительство продолжало предоставлять Русской православной церкви привилегии, не распространявшиеся на другие конфессии. Речь шла в том числе о праве изучать законопроекты, получать более масштабный доступ к общественным институтам», — считают авторы документа.
Они также добавляют, что американские дипломаты призывали в 2020 году власти России к расширению свободы вероисповедания. При этом внешнеполитическое ведомство США обвиняет правительство РФ в «злоупотреблении законом о борьбе с экстремизмом в целях ограничения мирной деятельности религиозных меньшинств».
Составители доклада напоминают, что в декабре 2020 года госсекретарь США, которым был тогда Майк Помпео, внес Россию в так называемый контрольный список стран и территорий, в которых, как считает американская администрация, серьезным образом нарушаются религиозные свободы.
Госсекретарь США Энтони Блинкен во время презентации ежегодного доклада Госдепартамента о религиозных свободах в мире в очередной раз обвинил Россию в притеснении «Свидетелей Иеговы» (*запрещена в РФ) и ряда запрещенных в России мусульманских групп, передает «Интерфакс-Религия«.
«В России власти продолжают притеснять, задерживать и изымать собственность «Свидетелей Иеговы», а также ряда мусульманских меньшинств под предлогом борьбы против экстремизма», — сказал Блинкен в ходе представления доклада.
«Свидетелям Иеговы«* в докладе уделяется особенно пристальное внимание: авторы тщательно описывают действия властей против членов этой организации.
В докладе также отмечается, что российские власти предпринимали действия, чтобы приостановить лицензии образовательных организаций баптистов, пятидесятников и евангелистов. В то же время к институтам Православной церкви они не относились с такой строгостью, утверждает Госдеп.
«Правительство продолжает давать привилегии Русской православной церкви, что невозможно представить в случае других религиозных групп, включая право просматривать проекты законов и больший доступ к общественным институтам», — отмечает Госдепартамент.
Среди мусульманских религиозных групп, подвергающихся притеснениям, госдеп назвал «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами«* (запрещена в РФ) и «Джамаат таблиг«* (запрещено в РФ), пишет «Интерфакс-Религия«.
На сайте Госдепартамента США госсекретарь Энтони Блинкен рассказывает о новом Докладе своего ведомства и религиозной свободе в мире в 2020 году.
МИСТЕР ПРАЙС: Доброе утро всем, и спасибо, что присоединились к нам сегодня. Я очень рад возможности представить секретаря Блинкена, который выступит с докладом Департамента о международной религиозной свободе. Затем мы услышим ответ от старшего должностного лица Офиса международной свободы вероисповедания Дэна Наделя, который будет рад ответить на ваши вопросы по отчету за этот год.
Без лишних церемоний я передам слово секретарю Блинкену.
СЕКРЕТАРЬ БЛИНКЕН: Нед, большое спасибо. Доброе утро всем. Итак, позвольте мне начать, прежде всего, с пожелания всем доброго утра и Ид Мубарак [благословенного праздника (араб.)] всем, кто празднует.
Прежде чем говорить об отчете, я хочу уделить минутку, чтобы обсудить, что происходит в Израиле, на Западном берегу и в Газе. Мы глубоко обеспокоены тем, что мы там видим. Снимки, появившиеся в одночасье, ужасают, а гибель любого гражданского населения — это трагедия. Я попросил заместителя помощника госсекретаря Хади Амра немедленно отправиться в регион для встречи с израильскими и палестинскими лидерами. Он применит свой многолетний опыт и, в частности, от моего имени и от имени президента Байдена будет призывать к деэскалации насилия. Мы очень сосредоточены на этом.
Соединенные Штаты по-прежнему привержены решению, основанному на сосуществовании двух государств. Это насилие уводит нас еще дальше от этой цели. Мы полностью поддерживаем законное право Израиля на самозащиту. Мы осудили, и я снова осуждаю ракетные обстрелы самым решительным образом. Мы считаем, что палестинцы и израильтяне в равной степени заслуживают того, чтобы жить в безопасности, и мы продолжим взаимодействовать с израильтянами, палестинцами и другими региональными партнерами, призывая к деэскалации и установлению спокойствия.
Теперь позвольте мне вернуться к тому, что объединяет нас сегодня утром, а именно к отчету. Сегодня Государственный департамент публикует Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2020 год. Мы выпускаем этот документ каждый год в течение 23 лет. Он предлагает всесторонний обзор состояния религиозной свободы почти в 200 странах и территориях по всему миру и отражает коллективные усилия буквально сотен американских дипломатов по всему миру и нашего Офиса международной религиозной свободы здесь, в Вашингтоне, во главе с Дэном Наделем, и он сегодня ответит на несколько вопросов по отчету.
Позвольте мне сказать несколько слов о том, почему этот отчет важен. Свобода вероисповедания — это право человека; на самом деле, это лежит в основе того, что значит быть человеком — свободно мыслить, следовать своей совести, изменять свои убеждения, если наши сердца и умы заставляют нас делать это, выражать эти убеждения публично и в частном порядке. Эта свобода закреплена во Всеобщей декларации прав человека. Это также часть Первой поправки к Конституции США. Приверженность нашей страны защите свободы религии и убеждений насчитывает века. Это продолжается и сегодня.
Свобода вероисповедания, как и любое право человека, универсальна. Все люди повсюду имеют на это право, независимо от того, где они живут, во что верят или во что не верят. Свобода вероисповедания приравнивается к другим правам человека, потому что права человека неделимы. Свобода вероисповедания не более и менее важна, чем свобода говорить и собраться, участвовать в политической жизни своей страны, жить без пыток или рабства или любых других [нарушений] прав человека. В самом деле, все они взаимозависимы. Свобода вероисповедания не может быть реализована в полной мере, если не соблюдаются другие права человека, а когда правительства нарушают право своего народа на свободу веры и вероисповедания, это ставит под угрозу все остальные. А свобода вероисповедания — ключевой элемент открытого и стабильного общества. Без этого люди не могут в полной мере внести свой вклад в успех своей страны. И всякий раз, когда нарушаются права человека, это вызывает напряженность, порождает разделение.
Как указывается в Международном отчете о свободе вероисповедания за этот год, для многих людей во всем мире это право все еще недостижимо. Фактически, согласно данным исследовательского центра Pew Research Center, 56 стран, в которых проживает значительное большинство населения мира, имеют высокие или строгие ограничения на свободу вероисповедания.
Приведу лишь несколько примеров из отчета этого года: Иран продолжает запугивать, преследовать и арестовывать членов религиозных меньшинств, включая бахаи, христиан, евреев, зороастрийцев, суннитов и мусульман-суфиев.
В Бирме лидеры военного переворота являются одними из тех, кто несет ответственность за этнические чистки и другие злодеяния против рохинджа, большинство из которых являются мусульманами, и других религиозных и этнических меньшинств во всем мире.
В России власти продолжают преследовать, задерживать и изымать собственность Свидетелей Иеговы[*], а также членов групп мусульманского меньшинства под предлогом предполагаемого экстремизма.
В Нигерии суды продолжают обвинять людей в богохульстве, приговаривая их к длительному тюремному заключению или даже к смерти. Тем не менее, правительство до сих пор никого не привлекло к ответственности за убийство военными сотен мусульман-шиитов в 2015 году.
Саудовская Аравия остается единственной страной в мире без христианской церкви, хотя в Саудовской Аравии проживает более миллиона христиан. Власти продолжают сажать в тюрьму активистов-правозащитников, таких как Раиф Бадави, который в 2014 году был приговорен к десяти годам тюремного заключения и тысяче ударов плетью за высказывания о своих убеждениях.
А Китай широко криминализирует выражение религии и продолжает совершать преступления против человечности и геноцид в отношении уйгуров-мусульман и членов других религиозных и этнических меньшинств.
Сегодня я объявляю о внесении Юй Хуэя, бывшего директора офиса так называемой Центральной ведущей группы по предотвращению и борьбе с еретическими религиями в Чэнду, за его причастность к грубым нарушениям прав человека, а именно, произвольному задержанию практикующих Фалуньгун[*]. Юй Хуэй и его семья теперь не имеют права на въезд в Соединенные Штаты.
Я мог бы продолжать; примеров слишком много.
В более широком смысле, мы наблюдаем рост антисемитизма во всем мире, в том числе здесь, в Соединенных Штатах, а также по всей Европе. Это опасная идеология, которая, как показала история, часто связана с насилием. Мы должны решительно противодействовать этому, где бы он ни происходил.
Антимусульманская ненависть по-прежнему широко распространена во многих странах, и это тоже серьезная проблема для США и Европы.
У нас есть работа, чтобы гарантировать, что к людям всех вероисповеданий и любого происхождения обращаются с равным достоинством и уважением.
Как отмечается в этом отчете, некоторые страны сделали позитивные шаги вперед, и это тоже заслуживает комментариев. В прошлом году переходное правительство Судана под руководством гражданских лиц отменило законы о вероотступничестве и общественном порядке, которые использовались для преследования членов групп религиозных меньшинств. Правительство Узбекистана освободило сотни людей, которые были заключены в тюрьмы из-за своих убеждений. Только в минувшую субботу Туркменистан освободил 16 Свидетелей Иеговы[*], отказавшихся от военной службы по убеждениям. Мы понимаем, что власти теперь будут предлагать отказникам по соображениям совести альтернативные способы выполнения требований государственной службы.
Мы хотим видеть больше такого прогресса, и поэтому мы обещаем миру, что администрация Байдена-Харрис будет защищать и защищать свободу вероисповедания во всем мире. Мы сохраним давнее лидерство Америки в этом вопросе. Мы благодарны нашим партнерам, включая правительства единомышленников, Совет ООН по правам человека и сети, такие как Международный альянс за свободу вероисповедания и Международную контактную группу по вопросам свободы религии или убеждений. Мы продолжим тесно сотрудничать с организациями гражданского общества, в том числе с правозащитниками и религиозными сообществами, для борьбы со всеми формами религиозной ненависти и дискриминации во всем мире.
Большое вам спасибо, и мы с нетерпением ждем возможности познакомиться с отчетом более подробно. Я отвечу на пару вопросов перед взлетом.
Г-Н ПРАЙС: Замечательно. Франческо?
ВОПРОС: Спасибо, секретарь Блинкен. Теперь ясно, что ваши призывы к деэскалации не были услышаны или, по крайней мере, их было недостаточно, чтобы остановить это до сих пор. Мы сейчас вне зоны эскалации. Почему вы просто придерживаетесь этих призывов к деэскалации и сдержанности? Что вы можете сделать дальше, чтобы предотвратить полномасштабную войну? А также, вы лично разговаривали или пытались поговорить с палестинским руководством, с президентом Аббасом или другими? А если нет, то почему? А кто со стороны США и с кем с палестинской стороны контактировал? Спасибо.
СЕКРЕТАРЬ БЛИНКЕН: Да, спасибо. Несколько вещей, которые я считаю здесь очень важными. Мы глубоко взаимодействуем по всем направлениям — Государственный департамент, Белый дом, высокопоставленные должностные лица — с израильтянами, палестинцами, другими странами и партнерами в регионе, призывая к деэскалации и добиваясь ее. Чтобы быть предельно ясным, мы еще раз решительно осуждаем ракетные обстрелы из Газы ни в чем не повинных израильских мирных жителей, и Израиль имеет право защищаться. Палестинцы имеют право жить в безопасности, и сейчас самое важное в будущем — это положить конец насилию, снизить уровень эскалации, и это именно то, над чем мы работаем.
Джейк Салливан, советник по национальной безопасности, работал со своим коллегой; я разговаривал с министром иностранных дел Ашкенази; Венди Шерман, заместитель госсекретаря, также была задейстствована; и как я недавно упомянул, мы отправляем в регион наше высокопоставленное должностное лицо, отвечающее за израильские и палестинские дела. Мы взаимодействуем со всеми сторонами, включая палестинцев, и это будет продолжаться. Но сейчас самое главное, чтобы все стороны прекратили насилие, снизили эскалацию и попытались успокоиться.
Г-Н ПРАЙС: Кайли.
ВОПРОС: Спасибо за это, секретарь. Помимо взаимодействия и призывов к деэскалации, я просто хочу повторить: есть ли что-то еще, что США могут сделать на данный момент?
И мой второй вопрос: более 50 человек были убиты в Газе, в том числе более десятка детей. Итак, учитывая эти жертвы, как вы думаете, реакция Израиля была пропорциональной?
ГОССЕКРЕТАРЬ БЛИНКЕН: Итак, во-первых, с точки зрения того, что мы делаем, самое важное, что мы можем сделать прямо сейчас, — это именно то, что мы делаем, а именно: участвовать повсюду и добиваться деэскалации не только с помощью израильтян и палестинцев, но также и других партнеров, которые усиливают наш голос. И, как я уже сказал, мы отправляем высокопоставленного дипломата в регион для работы над этим, так что — я думаю, что этот вопрос очень важен, и наш голос, наша дипломатия со стороны высокопоставленных чиновников в администрации, я надеюсь, помогут оказать влияние.
Во-первых, существует очень четкое и абсолютное различие между террористической организацией, ХАМАС, которая без разбора обстреливает ракетами — фактически, нацеленными на мирных жителей, — и ответом Израиля, защищающимся, который нацелен на террористов, которые обстреливают Израиль ракетами. Но всякий раз, когда мы видим жертвы среди гражданского населения, особенно когда мы видим, как дети, попавшие под перекрестный огонь, теряют свои жизни, это оказывает сильное влияние. И я думаю, что у Израиля есть дополнительное бремя, пытаться сделать все возможное, чтобы избежать жертв среди гражданского населения, даже если он справедливо защищает свой народ. И, как я уже сказал, палестинский народ имеет право на безопасность, и мы должны думать, что все работают в этом направлении.
Так что сейчас самое важное — это деэскалация. Мы продолжим нести это послание нашим партнерам и — в Израиле, палестинцам и партнерам в регионе. Огромное спасибо.
Г-Н ПРАЙС: Большое спасибо, господин секретарь.
СЕКРЕТАРЬ БЛИНКЕН: Спасибо.
* Организации, запрещенные в РФ.
Продолжение: МИД: РПЦ равны мусульмане, иудеи, буддисты, протестанты, католики
Читайте также:
Комиссия США вновь причислила РФ к нарушителям свободы религии
У Комиссии США по международной религиозной свободе новая глава
Антон Игнатенко: США не меняют отношения к свободе религии в России
Игнатенко предположил мотивы вероисповедной политики в России
Игнатенко раскрыл два подхода в отношении государства к религии
Далай-лама объяснил, почему миром должны править женщины
Религиозная свобода / свобода вероисповедания | Взгляд старовера
ФБР: евреи/иудеи – главная мишень преступлений ненависти в США