Старообрядцы: проявляется ли истинный парламентаризм в Госдуме
К обсуждению привлекать всех, общественным диалогом — дополнять государственный
12 октября 2021 во Всемирном Союзе староверов при содействии Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы Российской Академии Наук началась серия семинаров — арт-проект «Религиозная альтернатива: пути развития Европы и России на переломе эпох». Организаторы предлагают участникам сформулировать ценности российского общества, которые существуют на стыке религии и политики, культуры, морали, взаимодействия различных традиций и идеологических направлений, сообщает «Русская вера«.
Первый семинар был посвящен теме религиозных свобод.
Соведущий мероприятия, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин обозначил задачи проекта, отметив, что они стоят и перед российским обществом, религиозными лидерами, чиновниками:
«Это поиск новых основ для межрелигиозного диалога, которые часто не осознаются. Это обсуждение вопросов и проблем, способствующих созданию солидарного общества в России. Это осознание роли религиозных организаций как активной части гражданского общества.
Проект должен ответить и на острые вопросы времени, такие как рост межнациональной и межрелигиозной напряженности, исламофобии, мигрантофобии, ксенофобии и антисемитизма».
С докладом «Свобода религии: российские реалии» выступил председатель Всемирного Союза староверов Леонид Севастьянов. Он сравнил нынешнюю общественную ситуацию с происходящим в России более ста лет назад, в конце 19 — начале 20 веков. В частности, докладчик коснулся опыта российского парламентаризма, который, как он отметил, в ту эпоху развивался силами, средствами и идеями старообрядцев.
На тему парламентаризма в ее историческом и современном преломлении обратил внимание присутствовавший на обсуждении президент Института религии и политики Антон Игнатенко.
Он предположил, что старообрядчество сформировалось таким, каким оно стало, в процессе столкновений с российским государством — начиная с Никоновского удара, через притеснения эпохи Петра I, Октябрьскую революцию 1917 года и весь советский период с его притеснениями. И эти трагические испытания, пожалуй, и подарили старообрядцам присущее им чувство свободы — у них не было иного выбора, кроме как лелеять и взращивать с опорой на веру в Бога эту свободу в своих семьях, общинах, в которых зачастую даже не было священства.
Он задал Леониду Севастьянову и Роману Лункину вопрос:
«Как сейчас вам мыслятся взаимоотношения с государством?
Ведь, пожалуй, говоря о парламентаризме, трудно было бы выбрать более символичный день, чем сегодняшний, 12 октября 2021, когда неподалеку, на Охотном ряду, в Государственной Думе России открылся ее 8-й созыв!»
Антон Игнатенко проинформировал, что в этот день были распределены посты глав Комитетов Госдумы. В частности, Ольга Тимофеева из «Единой России» заняла пост главы профильного Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.
Он обратил внимание на то, как представлена в Госдуме Русская Православная Церковь (пусть и не священниками, но мирянами). Например, Анна Кузнецова, многодетная жена священника, заняла пост одного из заместителей председателя Государственной Думы.
«Там идет реальный парламентский процесс, а здесь — обсуждение. Леонид Михайлович, как вам видится развитие: на основе идей старообрядчества вы хотите верующих и всех тех, кого эти идеи могут за собой повести, инкорпорировать в действующее реальное государство, в большой поток политической жизни — или указать им некий свой, иной путь общественных движений и дискуссий?» — спросил Антон Игнатенко.
Глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов отметил, что написанная им книга как раз заканчивается таким вопросом: как могли люди, которые контролировали 70% капитала России на рубеже 19-20 веков, казачество и армию, имели прекрасные связи с Англией и другими странами, взяли власть в феврале [1917 года по итогам буржуазной революции в России] эту власть потерять?
«Как они ее профукали? Как за три месяца они ее упустили? Неужели они были настолько глупыми? Взяли и отдали ее Советам. Неужели они не могли расстрелять их или Ленина вздернуть? Реально — это в два счета делалось.»
И отвечаю я так: только из-за своего морального видения. Оно как раз заключается в парламентаризме. Когда они создавали правительство, то сразу сказали, что это Временное правительство, хотя могли бы сами занять пост императора или президента. Они сформировали Учредительное собрание, в котором решают все его участники.
И до конца, уже когда началась революция, они остались верны этой идее. Она была утопична, как любая мораль. Но в итоге эта идея выиграет — идея Учредительного собрания, открытого для всех. Процесс его формирования затянулся, поскольку они хотели включить туда носителей самых разных точек зрения», — сказал Леонид Севастьянов.
Он отметил, что в парламенте должны быть представлены и правая партия, и коммунисты.
«Смысл старообрядчества в том, что он включает всех людей в повестку. Даже тех людей, которые кажутся аутсайдерами. Поэтому я говорю и про харизматов, и про саентологов*, и даже людей, которых нельзя по закону упоминать. И про правых, и про левых. То есть, я считаю, что должен быть налажен процесс общения, коммуникации. Это кажется, что коммуникации опасны. Они вначале опасны, а если вы налаживаете процесс, все высказались, и происходит нормальное общение, строительный процесс; [после] перегорания, когда эмоциональный выплеск произошел. Соборность, включение всех», — так сформулировал старообрядческие принципы в политике Леонид Севастьянов.
Роман Лункин добавил, что общественный процесс не менее важен, чем государственный механизм, в том числе парламентский.
«Особенно в том, что касается конфликтов, вызовов и проблем, возникающих в обществе. Общественная дискуссия — и максимально широкая, как описывал Леонид Михайлович [Севастьянов], — она даже более важна, чем обсуждение в Государственной Думе», — так ученый распределил приоритеты.
«И второй момент: то, что эти два механизма, парламентский и общественный, не пересекаются, — это как раз большая беда. Они в принципе должны пересекаться.
И сейчас, когда появилась новая глава парламентского Комитета по общественным и религиозным организациям Ольга Тимофеева, есть надежда, что будет собираться Экспертный совет, будут приглашаться религиозные деятели, правозащитники, ученые. И будут обсуждаться законопроекты и правоприменительная практика, которая сейчас «пошла вразнос» по самым разным направлениям, связанным с «миссионерской деятельностью» и с отношением к разного рода организациям, которые не признаны по закону экстремистскими и деструктивными.
Есть определенные проблемы, которые я обсуждаю с коллегами, и те, о которых говорит Леонид Михайлович. Но у нас сейчас нет механизма, чтобы их донести до Государственной Думы, хотя ее заседание проходит очень близко, «только руку протяни». Об этих проблемах там совершенно не знают. Либо их игнорируют», — заключил Роман Лункин.
Фото: Институт религии и политики
* В РФ в 2015 году была ликвидирована как юридическое лицо «Саентологическая церковь Москвы». В сентябре 2021 в Генеральной прокуратуре Российской Федерации принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности двух иностранных неправительственных организаций саентологов.
Все высказанные суждения и оценки отражают мнения их уважаемых авторов и могут не совпадать с позицией Института религии и политики.
Продолжение: Антон Игнатенко позитивно расценил назначение Ольги Тимофеевой
Читайте также:
Севастьянов: Нужна ли нам политика? Взгляд старовера | Видео
Севастьянов: Старообрядцам пора начать думать стратегически
Дом старовера Леонида Севастьянова | Традиции и современность
Лункин и Игнатенко — о перспективах автокефалии в Белоруссии
Генпрокуратура РФ: нежелательны две организации саентологов*
Дэвид Духовны — о том, как потерял друга из-за саентологии*
Генпрокуратура РФ: нежелательны группы церкви «Новое поколение»*
Раткина* и его Церковь “Слово Жизни” – Калуга исключили из РОСХВЕ
Книга пастора Ледяева* признана в РФ экстремистским материалом
Почему запретили “Новое поколение”* и кто такой Алексей Ледяев
Блогер Хованский* – N10235 в списке террористов Росфинмониторинга
В Омске пастора-евангелика подозревают в психологическом насилии