Муфтий Москвы попытался навязать никаб Конституции России

Муфтий Москвы попытался навязать никаб Конституции России

В условиях борьбы России против мирового исламистского терроризма муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов попытался навязать никаб Конституции светского государства

Конфузом закончилась попытка навязать светскому государству трактовку норм ислама о закрывающей лицо и тело женской одежде — никабе, который запретили в целом ряде стран и готовятся сделать это в России.

Запрет на никаб может вызвать у российских мусульман негодование, что создаст новые очаги напряженности в обществе, сказал в среду РБК Ильдар Аляутдинов, муфтий Москвы, председатель Духовного управления мусульман Москвы в составе Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ), главный имам Московской соборной мечети.

«Также эти попытки будут выглядеть как явный акт нарушения норм светского права и Конституции, гарантирующей гражданам России право на свободное вероисповедание, а значит, и соблюдение канонов религии», — подчеркнул он.

Ранее советник президента России и председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев заявил в интервью «Парламентской газете», что никабы в РФ должны быть запрещены. По его словам, такое ограничение есть даже в некоторых государствах Центральной Азии. «Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей», — сказал Фадеев.

Никаб — закрывающий лицо женский головной убор с узкой прорезью для глаз, его носят часть мусульманок.
Осенью 2023 года парламент Узбекистана принял поправки, которые запрещают носить в общественных местах одежду, которая затрудняет распознавание личности (за исключением медицинских показаний, трудовой или служебной деятельности и т.д.). Той же осенью проект о штрафах за паранджу и хиджабы в общественных местах внесли на обсуждение в парламент Киргизии.

По словам Аляутдинова, вопрос ношения никаба остается дискуссионным. «Но важно заметить, что никто из них никогда не заявлял о нежелательности данного элемента одежды и тем более о запрете его ношения», — подчеркнул он.

Муфтий сказал, что совет улемов Духовного управления мусульман (ДУМ) России готов обсудить связанные с ношением никаба вопросы с представителями власти. По его словам, организация «не пропагандирует ношение никаба в современном обществе и считает, что в условиях светского государства будет более правильным соблюдать общепринятые религиозные правила» и выбирать одежду, которая, наряду с соответствием основным требованиям ислама, «не будет вызывать негативного отношения у окружающих».

Однако Аляутдинов полагает, что «любые посягательства на право ношения никаба будут неизбежно расценены в мусульманских странах как недружественные действия и репрессии» в отношении ислама.

«Сегодня Россия выходит на новый уровень в укреплении отношений со странами Востока. Сложно представить, что это будет возможно в случае, если в России никаб будет под запретом», — подвел он политическую базу.

Утро вечера мудренее…

Но буквально на следующий день, 23 мая, Ильдар Аляутдинов опубликовал в своем канале объяснения, из которых следовало: с тематики Конституции и внешней политики муфтий перешел исключительно к трактовке темы никаба внутри исламских суннитских правовых школ (мазхабов). С учетом современных российских реалий можно предположить проведение разъяснительной работы в закрытом режиме.

Вот что написал Ильдар Аляутдинов:

«В эти дни в интернет пространстве активно обсуждается предложение главы СПЧ Валерия Фадеева запретить в России ношение никаба. В том числе, в определённых кругах подвергся критике и мой комментарий, предостерегающий о возможных последствиях этого запрета. Были и те, кто выдвинул в мой адрес обвинения в радикализме.

Во-первых, хочу заметить, что раскрывая положение никаба в Исламе, я высказал не свое личное мнение, а мнение ученых традиционного Ислама. И здесь считаю важным напомнить, что традиционный Ислам — это не только традиции отдельных народов или ряд религиозных обрядов (например, никях, имянаречение, похороны). Традиционный Ислам*, в понимании богословов и религиозных деятелей, — это то, что охватывает повседневную жизнь человека в свете учений четырех правовых школ (мазхабов), которые в свою очередь имеют многовековую историю, и которым следует большинство мусульман мира. В России — это ханафитский и шафиитский мазхабы. Радикальные же взгляды, как правило, проистекают из учений, которые выходят за рамки этих четырех правовых школ.

Еще раз напомню, позиции четырех мазхабов едины относительно законности использования никаба. Мнения ученых по данному вопросу варьируются от нейтральности до обязательности, но никто из них никогда не заявлял о нежелательности никаба и тем более о запрете его ношения. Никаб — это личный выбор каждой женщины, девушки.

Учитывая, что Россия — светское государство, Духовное управление мусульман Российской Федерации (далее ‒ ДУМ РФ) не пропагандирует ношение никаба и считает, что в современном обществе более правильным будет сделать выбор в пользу традиционного хиджаба, соответствующего требованиям Ислама. К примеру, моя жена и дочь никаб не носят.

Во-вторых, многие ссылаются на тот факт, что никаб уже запрещен в ряде стран, в том числе, мусульманских. Повторюсь, что каждая страна развивается по своему сценарию и мы не можем полностью перенять опыт других, важно учитывать наши реалии. Любой запрет, особенно касающиеся религиозного вопроса, воспринимается обществом болезненно и не остается бесследным. Любому верующему тяжело принять факт запрета того, что не запретил Сам Всевышний.

И в-третьих, Духовное управление мусульман всегда открыто к диалогу, особенно в вопросах, касающихся обеспечения безопасности граждан нашей страны. Все наши опасения были выдвинуты с целью не допустить раскола в обществе и антироссийской пропаганды со стороны западных стран, особенно ввиду тенденции укрепления международных отношений со странами Востока. Если официальными органами будет выявлена связь ношения никаба с ростом риска экстремизма, и как итог запрет никаба послужит сохранению жизней наших граждан, то Духовное управление мусульман безусловно примет решение поддержать предложение В. Фадеева, отказавшись от желательного (в данном случае — ношение никаба) в пользу обязательного, т.е. сохранения жизни и здоровья людей.

Поэтому считаю совершенно возмутительным тот факт, что некоторые лица позволяют в комментариях обвинять меня в радикализме. За 24 года службы все мои проповеди находятся в открытом доступе, каждый желающий их может прослушать и проанализировать. Все наши проекты и социальная деятельность говорят за себя: они направлены на распространение духовно-нравственных принципов и укрепление единства внутри общества.»

А утром 24 мая это обширное, стилистически выверенное сообщение — оказалось удаленным.

И не зря: этот пятничный день оказался посвящен обсуждению борьбы России с неутихающей угрозой мирового исламистского терроризма. 

Так, выступая на открытии IX Московской конференции по международной безопасности, директор ФСБ Александр Бортников указал, что вызовы глобальной стабильности не исчезли, поскольку активность запрещенных в РФ международных террористических группировок «Исламское государство»** (ИГ**) и «Аль-Каида»** по-прежнему высока.


* Здесь муфтий ведет речь только о суннитском направлении ислама, и за рамки «традиционного» отчего-то выведено его шиитское направление (оно распространено, например, в Иране, Азербайджане, Таджикистане). Есть шииты и в России; более того, в Духовном управлении мусульман города Москвы, которое возглавляет Ильдар Аляутдинов, также есть шиитская община.

** Террористические организации, запрещенные в РФ

Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов попытался навязать никаб Конституции России (фото издания "Коммерсантъ")
Муфтий Москвы, председатель Духовного управления мусульман Москвы в составе Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ), главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов, который попытался навязать никаб Конституции России (фото издания «Коммерсантъ»).

 

Читайте также:

Активность «Аль-Каиды»* и ИГ* все еще высока — Бортников

Кеворкова не признает вину в оправдании терроризма

Муфтий Ильдар Аляутдинов об отдельных вагонах метро для женщин

Муфтий Аляутдинов: в метро Москвы стоит открыть молельни

Муфтий Ильдар Аляутдинов заявил о нехватке мечетей в Москве

 

TelegramVK