Казимир Великоселец: Отходим от Бога — начинаются революции

Казимир Великоселец: Отходим от Бога - начинаются революции

Казимир Великоселец: Отходим от Бога — начинаются революции

«Нужно жить по Божьим заповедям. Две заповеди самые главные: возлюби Бога всей душой, сердцем и силами и возлюби ближнего как самого себя. Будем осознавать Бога, будем молиться – Бог наполнит нас мудростью и святостью. Бог все видит.»

Что сегодня происходит в католической церкви? Почему к вере добавляют микс из политики и сомнительных песен? МЛЫН.BY поговорил с Казимиром Великосельцем, апостольским администратором Минско-Могилевской епархии и старейшим иерархом современной Римско-католической церкви в Беларуси.

— Как вы пришли в религию?

— Этот мир создан господом Богом. Приведу вам несколько аргументов, и вы поймете. Александр Пушкин сказал: «Библия – книга мудрости, которая дает ответы на все вопросы». И самая распространенная книга какая? Библия. Она переведена на большинство языков.

Создал Бог вначале небо и землю. «Создадим человека по нашему образу». Бога мы определяем как высшую мудрость. Бог – это наивысшая любовь и святость. Он говорит: «Святыми будьте, ибо Я святой». Создал Бог наше тело и дал нам душу. Святой Августин сказал так: «Господи, Ты создал человека для Себя, и неспокойно тело человека, пока Тебя он не найдет».

Как о Боге говорят ученые с мировым именем? Первый русский академик Михаил Ломоносов говорил: «Мне Бог дал 2 книги. Этот мир, который я смотрю, говорит о Боге, и Библия говорит о Боге». Эйнштейн: «Вокруг меня сложнейшая система, взаимосвязь и гармония. И, как ученый-физик, я знаю, что каждое явление имеет свою причину». Дмитрия Менделеева в Берлине на сессии химиков спрашивают, верит ли он в Бога. «Да, я верю в бессмертие души». Видите, что говорили ученые. Посмотрите на себя. Зрение, слух, зачатие ребенка, развитие человека, переход в другую жизнь. Сложнейшая система.

Вспомните, что Лермонтов на смерть Пушкина написал: «Но есть и божий суд… Есть грозный суд: он ждет; он недоступен звону злата…»

— А как вы делали свои первые шаги к постижению Бога?

— Судьба детей зависит от родителей. Родители имеют первое слово. Они воспитывают детей. Ломоносов – из глубоко верующей семьи, он покидает Архангельскую губернию, идет учиться в Москву. И сын крестьян становится первым академиком. Я 1945 года рождения. В 1948 году наш приходской костел в Пружанском районе Брестской области закрыли, а священника забрали. Но глубоко верующие родители учили меня молиться. Также по обычаю родители, когда крестят ребенка, берут обязанность воспитать его в вере. И в 7–9 лет они должны его привести к первой исповеди, к причастию.

Наш священник вернулся позднее из тюрьмы, но костел превратился в колхозный склад. И он начал работать в другом приходе. В костел в Кобрине тоже пришел священник. От моей деревни до Кобрина – 60 км. Отец меня подготовил к первой исповеди. Рассказал все, что надо знать. В 2 часа ночи посадил на велосипед и по гравийке повез в Кобрин. Там я сдал экзамены, это были первые исповедь и причастие. Потом снова 60 километров – и мы дома. Я не могу забыть это.

Не мог найти дорогу жизни, пришло время идти в армию. Служил 3 года в Гродно, в танковом батальоне. У меня был друг из Вильнюса. Я ему говорю: у меня нет храма поблизости, а он предложил поехать в Вильнюс. Там тогда было 9 костелов. Там я жил в строительном общежитии, ходил молиться. Чувствовал в себе гуманитарные склонности, думал стать педагогом или врачом. Решил подать документы в мединститут. Готовлюсь к экзаменам, а чувствую, что мысли о семинарии.

Я пошел к Острой Браме, встал на колени перед иконой и пообещал целый год ходить на службу, чтобы Бог помог мне найти свою дорогу: светская жизнь или духовная. Я это выполнил и подал документы в семинарию. И больше никогда не сомневался в выбранном пути.

В семинарию был лимит. В Беларуси в то время после смерти священников было сложно найти им замену, и приходы оставались без ксендзов. На глазах умирал Костел в Беларуси.

Рига имела право готовить священников для всего СССР, но, чтобы попасть в Ригу, требовалось поступать в Беларуси. Мне нужно было разрешение уполномоченного по делам религии области. Но он не имел возможности выдать такой документ, поэтому я поехал за ним в Москву.

Три года я ждал очереди, но все это время готовился к священству. В итоге, когда я приехал в Ригу и там увидели мои материалы, взяли на 3-й курс. По окончании я был направлен в Ишколдь. Там находится один из самых древних костелов Беларуси, датированных 1472 годом. Прослужил 7 лет.

После этого ксендза Кондрусевича забрали в Москву, а меня направили в Барановичи. Здесь прошли 9 лет, а потом был Брест. В Бресте мы построили алтари хорошие, орган привезли. Следующее место служения – Пинск. Наша Пинская епархия включает две области: Брестскую и Гомельскую. Был в Гомеле. Там есть костел, построенный в 1818 году. В 1940-м его разрушили, и долгое время в городе не было храма. Люди очень просили, чтобы построили еще одну церковь – в Советском районе. Сейчас нам дали участок, и мы возводим еще один приход.

Меня прислали сюда временным управляющим, до тех пор, пока не появится митрополит.

 

— В июне завершилось обучение в духовной семинарии. У нас есть молодые священники?

— Есть, но мало. Западный материализм тоже воздействует на людей. Разве это нормально, когда мужчина с мужчиной? А эти парады! Лесбиянки… У них такие демонические лица! Помните, Лев Толстой сказал: глаза человека – зеркало его души. И вот когда новости смотришь, а они идут, размалеванные, без какой-то духовности на лице, то понимаешь, что священникам надо много работать, чтобы не упустить наше общество.

— В нашей стране западные ценности не пропагандируются. По крайне мере, эти попытки пресекаются.

— Это большой труд. Эти страшные вещи нельзя допустить. «Дайте нам свободу!» – они кричат. Свободу греха?

— Получается, такова суть подобной свободы…

— Дать свободу геям, алкоголикам, наркоманам и не ограничивать их? Как думаете, чем это закончится? И так посмотрите, сколько разбитых семей! У нас периодически здесь собирается клуб анонимных алкоголиков. Людям пытаются помочь. Эти проблемы есть в обществе. Но главная проблема в том, что люди отошли от Христа. Отсюда все неспокойствие.

— Во Франции были «желтые жилеты», в Польше женщины выступали против запрета на аборты, в Беларуси также было неспокойно. Не связано ли это с тем, что люди отошли от Христа?

—Да, это основная причина. Бог создает человека во время зачатия. Там, где произошло зачатие, есть и душа. Мы убиваем нерожденного человека, а его душа не крещена.

Когда я учился в семинарии в Риге, профессор рассказывал, что к нему пришла женщина в положении. Ей все говорили, что у нее уже много детей, но в итоге она послушала священника, а потом благодарила за эту поддержку и за рожденную жизнь. И признавалась, что это самый прекрасный ребенок, который приносит ей больше всего радости.

Лучше отдать ребенка в детский дом, если ты не в состоянии его вырастить, чем убить его.

Есть такие святые, которым предрекали: намерена рожать ребенка – умрешь, но он будет жить. И она, мать, умирала сама, а ребенок все же рождался.

— Хорошо, а остальные ситуации? Зачем выходили люди на площади в Германии, США, Беларуси, если религия дает ответы на все вопросы? На улице вряд ли можно получить ответ…

— Я же говорю, что есть книга мудрости, которая дает ответы на все вопросы. Это Библия. Надо жить по заповедям. Возлюби Бога всей душою и силами, возлюби ближнего, как самого себя. Если укреплять этот фундамент, то есть вера и любовь. Если мы отходим от Бога, то начинаются трагедии, революции и так далее. Две мировые войны христианская Европа пережила… Сколько людей погибло!

Казимир Великоселец:

Грех, совершенный нами, забирает силу разума.

— Весной белорусский Костел отметил 30-летие своего возрождения. Что сегодня собой представляет католическая церковь и как она будет выглядеть завтра?

— Мы молимся, благодарим Бога за возрождение и просим Его благословления. Костел развивается. Есть постоянные ценности, которые мы сохраняем и должны передать другим поколениям. 15 лет назад, или немного больше, в Киеве как-то съехались представители католической конфессии Советского Союза. Я из Бреста приехал, были люди из Латвии, Владивостока. Мы благодарили Господа за свободы религии. Мы все были одного мнения, что свобода религий – это последствия страданий и молитв поколений перед нами. А мы должны сохранить эти традиции и передать их дальше. Когда в Гродно открыли семинарию, то туда больше 30 человек пришло, а теперь на все курсы и 30 человек нет. Семьи малые тоже. Этот материализм разрушителен.

— Ситуация в Европе с христианством тяжелая. Закрываются храмы, мигранты транслируют свой жизненный уклад, пропагандируются эти сомнительные ценности. Как этому противостоять и почему это происходит именно на «цивилизованном» Западе?

— Сам Христос сказал: такой род демона изгоняется постом и молитвой. Народ Израиля был введен в Вавилонское рабство, и король Асверус после наговора одного чиновника предложил всех евреев убить. А жена короля, Эстера, тоже была еврейкой. И приходит ее дядя, рассказывает ей, что всех евреев хотят убить. «Сохранишь ли ты свою жизнь?» – спрашивает он. Эстера три дня постится и молится. Без разрешения короля ей даже нельзя входить во дворец. Но она вошла. Король ее увидел и сказал: «Все, что будешь просить, исполню». «Сохрани жизнь моему народу», – сказала она. Так что сохранило жизнь? Молитва и вера в Бога. Этого и надо держаться.

— Как коронавирусные ограничения отразились на церкви? Ранее нельзя было целовать кресты, были запрещены рукопожатия. А как сейчас?

— Мы стараемся держать эти ограничения, но постепенно от них отходим. Было такое, что в храме стало меньше людей, но сейчас они возвращаются в костел.

— Можно ли верить в Бога и не ходить в костел? Молиться дома? Как относится к этому церковь?

— Если есть серьезная причина – болезнь, работа в выходной день, то тогда это допустимо. Но если причин нет, ты обязан быть в костеле в воскресенье.

Есть 10 заповедей. Третья говорит: помни, что ты должен освящать праздничные дни.

Вера не только хранится в душе, она еще должна и практиковаться. Мы начинаем и заканчиваем день молитвой. Желательно, чтобы вся семья помолилась. Христос сказал, что там, где два или три человека собираются на молитву, Он есть среди них.

В воскресенье хорошо бы всей семьей прийти на службу, принять причастие. Каждый месяц надо исповедоваться. У католиков ясно сказано: в воскресенье – праздничные дни, участвовать в них – святое.

— В этом году католики пережили серьезное испытание: произошел пожар в Будславском костеле. Расскажите, чтó сейчас там происходит? Какие работы ведутся?

— Так случилось… Во Франции Нотр-Дам де Пари сгорел, у нас – Будславский костел. Мы молимся, собираем все свои силы и средства – будем восстанавливать костел. Люди со всей Беларуси приезжают в этот храм. Там недавно прошел Будславский фест. Создан комитет по восстановлению святыни. Мы встречались с Минским облисполкомом, выезжали на место. Обсуждаются все детали восстановительного процесса. К осени планируем сделать временную крышу. Это очень большая будет работа, ведь там фрески.

— Сколько денежных средств, на ваш взгляд, ориентировочно необходимо на восстановление? И люди совершали пожертвования, и белорусский бизнес…

— Сумма пока определяется.

— Но это будут не сотни тысяч, а миллионы рублей. Правильно?

— Да, это будут серьезные деньги.

— Построить детский сад стоит 4–5 миллионов рублей. А представьте, какие сложные работы предстоят здесь.

— Да, это будет большая реставрация, большие работы.

— Власть поможет? Или потом скажут, что все сделано силами невероятных?

— Мы уже разговаривали на эту тему. Конечно, нам помогут органы власти. Мы рассчитываем на них.

— Будславский фест состоялся неделю назад. В чем его особенность?

— Раньше были большие паломничества, а сейчас мы все это отменили из-за эпидемиологической обстановки. Прежде во время паломничества мы договаривались, чтобы люди где-то в приходе отдохнули. Сейчас все приезжают в частном порядке.

В этом году мы сделали полевой алтарь, и там совершалась служба. Все остальные традиции сохранились.

— О чем сегодня белорусы просят в своих молитвах? Ведь зачастую люди обращаются к религии, когда им плохо.

— Белорусы, как и все народы, просят здоровья и Божьего благословления во всех трудностях, благодарят Бога за что-то, молятся за умерших. Душа человека во всем мире одинакова.

Для нас главное, чтобы человек осознавал Господа Бога, чтобы он молился, и тогда Господь Бог будет милостив. Потому что Христос сказал: третьей дороги нет. Есть дорога Божья, узкая, трудная. Если мы почитаем Бога, то проявляем мудрость, любовь и святость, не почитаем – тогда вожделение глаз, плоти и гордыня житейская нас ждет.

Есть такая святая, ее светское имя Эдита Штайн. Она еврейка. Она была 11-м ребенком в семье. Мать была очень религиозной, отец рано умер. Эдита Штайн стала монахиней.

Началась война. Ей говорят, чтобы она быстрее уезжала в Америку, ведь убивают евреев. Та в ответ: «А кого я буду бояться? Я хочу наследовать Христа до креста. Я хочу посвятить жизнь своему народу, чтобы люди любили друг друга и не убивали». Она не уехала, добровольно осталась. Ее арестовали. Концлагерь, газовая камера, крематорий. И католическая церковь ее провозгласила святой. Ее монашеское имя – Тереза Бенедикта Креста.

— Получается, духовность может спасти всех нас?

— И спасает.

— Дайте напутствие белорусам. Как нам стать мудрее?

— Однажды, когда женщину хотели побить до смерти за провинность камнями, Христос сказал: «Кто из вас без греха, пускай первым бросит камень». И все отошли, опустив головы. Нужно жить по Божьим заповедям. Две заповеди самые главные: возлюби Бога всей душой, сердцем и силами и возлюби ближнего как самого себя. Будем осознавать Бога, будем молиться – Бог наполнит нас мудростью и святостью. Бог все видит.

Лариса Коршун

Фото: Светлана Курейчик, Елена Таборко и из открытых интернет-источников в качестве иллюстрации

 

Читайте также:

В РПЦ оценили риск церковного раскола в Белоруссии

Лукашенко: сохранить в Беларуси межконфессиональный мир

Лункин и Игнатенко – о перспективах автокефалии в Белоруссии

Лукашенко заявил о попытках сломать православие в Беларуси

В Белорусской Церкви прокомментировали идею об автокефалии

Архиепископ Кондрусевич и епископ Великоселец помолятся вместе в Минске

Кондрусевич: это печальное событие – Божий призыв к нам

Митрополит Вениамин отметил Рождество с Александром Лукашенко

Папа Римский принял отставку Кондрусевича, назначен местоблюститель

 

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber