Подорвана работа урановых центрифуг Ирана и его жесткая линия по снятию санкций через давление посредством всё более жестких и масштабных нарушений международных договоренностей
Блэкаут поразил ядерный объект Ирана в результате того, что, похоже, было израильской диверсией
Перебой в подаче электроэнергии был назван Ираном «ядерным терроризмом», в то время как в Вене шли переговоры о восстановлении ядерной сделки 2015 года.
Ронен Бергман , Рик Гладстон, а также
В воскресенье на иранском объекте по обогащению урана в Натанзе произошел сбой в электроснабжении, который, по всей видимости, был вызван преднамеренно спланированным взрывом, что иранские власти назвали диверсионным актом, который, по их мнению, был осуществлен Израилем.
Блэкаут привнес новую неопределенность в дипломатические усилия, которые начались на прошлой неделе, чтобы спасти ядерную сделку 2015 года, отвергнутую администрацией Трампа.
Иран не сообщил точно, что вызвало отключение электроэнергии на сильно укрепленном участке, который ранее был целью саботажа, а Израиль публично отказался подтвердить или опровергнуть какую-либо ответственность. Но представители американских и израильских спецслужб заявили, что в этом была роль Израиля.
Два сотрудника разведки, проинформировавшие об ущербе, заявили, что он был вызван сильным взрывом, полностью разрушившим независимую и хорошо защищенную внутреннюю энергосистему, питающую подземные центрифуги, обогащающие уран.
Официальные лица, которые говорили на условиях анонимности, чтобы описать секретную израильскую операцию, заявили, что взрыв нанес серьезный удар по способности Ирана обогащать уран и что для восстановления производства в Натанзе может потребоваться не менее девяти месяцев.
Если это так, рычаги влияния Ирана на новых переговорах, к которым стремится администрация Байдена для восстановления ядерного соглашения, могут быть значительно подорваны. Иран заявлял, что будет предпринимать все более решительные действия, запрещенные соглашением, до тех пор, пока не будут отменены санкции, введенные президентом Дональдом Трампом.Было не сразу ясно, сколько предварительных сведений — если вообще было — получено администрацией Байдена об операции в Натанзе, которая произошла в то же утро, когда министр обороны США Ллойд Дж. Остин III находился с визитом в Израиле. Но израильские официальные лица не скрывают своего недовольства желанием Байдена возродить ядерное соглашение, от которого его предшественник отказался в 2018 году.
Али Акбар Салехи, глава Организации по атомной энергии Ирана, назвал отключение электроэнергии актом «ядерного терроризма» и сказал, что международное сообщество должно противостоять угрозе.
«Действия, совершенные сегодня утром против объекта по обогащению урана в Натанзе, показывают поражение тех, кто выступает против ядерного и политического развития нашей страны, а также значительные достижения нашей ядерной промышленности», — сказал г-н Салехи, согласно иранским СМИ. «Инцидент показывает неудачу тех, кто выступает против переговоров Ирана о снятии санкций».
Израиль, который считает Иран серьезным противником, и раньше подрывал ядерные работы Ирана, используя самые разные тактики — от кибератак до прямых убийств. Считается, что в последние годы Израиль организовал убийства нескольких иранских ученых-ядерщиков, в том числе устроил засаду на ключевого разработчика его ядерной программы в ноябре прошлого года.
Израиль в рамках своей политики не подтверждает и не отрицает таких действий.
Взрыв в Натанзе произошел всего через неделю после того, как Соединенные Штаты и Иран в рамках своей первой значительной дипломатической попытки при администрации Байдена приняли участие в новых переговорах в Вене, направленных на возрождение ядерного соглашения, от которого отказался г-н Трамп, называвший его «худшей сделкой» и поддавками Ирану.
Переговоры по спасению соглашения, известные как Совместный всеобъемлющий план действий, или СВПД, должны возобновиться на этой неделе.
Не сразу было ясно, как инцидент в Натанзе может повлиять на это. Но теперь Ирану предстоит сложный расчет того, как реагировать, особенно если он придет к выводу, что ответственность за это несет Израиль.
«Тегеран стоит перед чрезвычайно сложным балансом», — сказал Генри Рим, аналитик по Ирану из Eurasia Group, консалтинговой компании по политическим рискам. «Он будет вынужден принять ответные меры, чтобы дать понять Израилю, что нападения не бесплатны».
В то же время г-н Рим сказал:
«Ирану также необходимо обеспечить, чтобы такой ответный удар не сделал политически невозможным для Запада продолжить продвижение вперед с повторным вступлением в СВПД».
Малек Шариати Ниасар, иранский депутат, который является представителем парламентского комитета по энергетике, заявил в Твиттере, что отключение электроэнергии было «очень подозрительным» и подняло вероятность «диверсии и проникновения».
Отключение электроэнергии произошло менее чем через год после того, как загадочный пожар разрушил другую часть объекта в Натанзе, примерно в 155 милях к югу от столицы Тегерана. Иранские официальные лица первоначально преуменьшали значение пожара, который разрушил наземный объект для сборки центрифуг, но позже признали, что он причинил значительный ущерб.
Дальнейшие подозрения вызывает отключение электроэнергии на следующий день после того, как иранские официальные лица приветствовали запуск новых усовершенствованных центрифуг, размещенных на месте, построенном после пожара в Натанзе.
Некоторые иранские эксперты отвергли первоначальные предположения о том, что кибератака могла вызвать потерю мощности. Комплекс в Натанзе имеет собственную энергосистему, несколько систем резервного копирования и уровни защиты, предназначенные для предотвращения внезапного отключения системы такой атакой.
«Трудно представить, что это была кибератака, — сказал Али Ваез, директор проекта по Ирану в Международной кризисной группе. «Вероятный сценарий состоит в том, что он либо косвенно нацелился на объект, либо через физическое проникновение».
Представители разведки заявили, что это действительно был взрыв взрывчатки.
Хотя прямого диалога между Ираном и США на переговорах в Вене нет, другие участники соглашения — Великобритания, Китай, Франция, Германия и Россия под председательством Европейского союза — участвуют в форме челночной дипломатии.Одна рабочая группа сосредоточена на том, как отменить экономические санкции, введенные администрацией Трампа, а другая изучает, как Иран может вернуться к условиям, которые устанавливают ограничения на обогащенный уран и центрифуги, необходимые для его производства.
Иран заявляет, что его ядерные амбиции — мирные.
Он также заявил, что, хотя он намерен неуклонно возобновлять ядерную деятельность, запрещенную в соответствии с соглашением, но может легко изменить курс, если санкции будут отменены.
В субботу президент Ирана Хасан Роухани отпраздновал появление новых центрифуг, которые сокращают время, необходимое для обогащения урана, топлива для ядерных бомб. Но г-н Рухани также настаивал на том, что усилия Ирана не были направлены на производство оружия.
«Если Запад взглянет на нравы и убеждения, существующие в нашей стране, они обнаружат, что им не следует беспокоиться и не беспокоиться о наших ядерных технологиях», — сказал г-н Рухани в комментариях, опубликованных иранским информационным агентством Mehr.
Новые центрифуги были торжественно открыты в день, который Иран называет Национальным днем ядерной энергетики, ежегодное мероприятие, на котором демонстрируются успехи страны в области ядерных технологий, несмотря на ее экономическую изоляцию. Празднование даже включало дебют музыкального клипа , в котором поющие ученые в белых халатах стояли рядом с центрифугами и держали фотографии убитых коллег.
Г-н Остин, министр обороны США, находился в Израиле в воскресенье для переговоров с премьер-министром Биньямином Нетаньяху и министром обороны страны Бенни Ганцем.
Было неясно, обсуждали ли они атаку в Натанзе.
На встрече г-н Ганц сказал:
«Мы будем тесно сотрудничать с нашими американскими союзниками, чтобы гарантировать, что любое новое соглашение с Ираном обеспечит жизненно важные интересы мира и Соединенных Штатов, предотвратит опасную гонку вооружений в нашем регионе и защитит Государство Израиль».
Соединенные Штаты и Израиль имеют историю тайного сотрудничества, начиная с администрации президента Джорджа Буша, по срыву ядерной программы Ирана.
Самой известной операцией в рамках этого сотрудничества, получившей кодовое название «Олимпийские игры», была кибератака, раскрытая во время администрации Обамы, в результате которой в Натанзе было выведено из строя около 1000 центрифуг. Считалось, что эта атака на много месяцев отбросила деятельность Ирана по обогащению урана.
В репортаже участвовали Дэвид Э. Сэнджер, Эрик Шмитт, Лара Джейкс, Джерри Маллани и Патрик Кингсли.
Ронен Бергман — штатный автор журнала The New York Times, базирующегося в Тель-Авиве. Его последняя книга — « Восстань и убей первым: тайная история целенаправленных убийств Израиля» , изданная Random House.
Рик Гладстон — редактор и писатель в International Desk из Нью-Йорка. Он работает в The Times с 1997 года, начиная с должности редактора в разделе «Бизнес».@рикгладстон
Фарназ Фассихи — репортер New York Times из Нью-Йорка. Ранее она в течение 17 лет работала старшим писателем и военным корреспондентом Wall Street Journal на Ближнем Востоке.@Farnazfassihi
Версия этой статьи появится в печати 12 апреля 2021 года в разделе A, страница 1 Нью-Йоркского выпуска с заголовком: Explosion Rocks Nuclear Center, Infuriating Iran (Взрыв сотрясает ядерный центр, Иран в ярости).
Продолжение:
Мощный взрыв потряс израильский военный завод
Израиль ударил по Сирии после пролета ракеты к реактору в Димоне
Читайте также:
Джалали: теперь Россия – как Иран, который 40 лет под санкциями
Отключение электричества на ядерном объекте Ирана в Натанзе
Назанин Загари-Рэтклифф – в иранском суде за пропаганду
Иран переходит в режим подготовки к президентским выборам
США дозированно ударили по Ирану во избежание эскалации