В конце общей аудиенции в библиотеке Апостольского дворца Ватикана Папа Франциск напомнил, что 22 января вступает в силу Договор о запрещении ядерного оружия, ратифицированный 50 государствами.
Святейший Отец отметил, что речь идёт о первом международном документе, обладающем обязательной юридической силой, который прямо запрещает это оружие неизбирательного действия: «За короткое время оно поражает большое количество людей и наносит долгосрочный ущерб окружающей среде».
Папа Франциск сказал:
«Я настоятельно призываю все государства и всех людей решительно работать над созданием условий, необходимых для мира без ядерного оружия, способствуя продвижению мира и многостороннего сотрудничества, в котором крайне нуждается сегодняшнее человечество».
Vatican News напоминают, что в первой статье Договора, принятого в 2017 году, указывается:
«Каждое государство-участник обязуется никогда и ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не испытывать, не производить, не изготавливать, не приобретать иным образом, не иметь во владении и не накапливать ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства».
Далее Святейший Отец сердечно приветствовал верующих, принимавших духовное участие в общей аудиенции, и попросил их «всегда со смирением и послушанием следовать за Христом, становясь свидетелями истины и милосердия». Епископ Рима заверил в своей молитвенной памяти стариков, молодёжь, больных и молодожёнов, а также напомнил, что на этой неделе Церковь возносит молитвы о единстве христиан:
«Призываю вас взять на себя ответственность за эту проблему, молясь, чтобы все христиане приняли Господне приглашение к единству веры в единой Церкви, которую Он основал».
Впрочем, как уточняет Немецкая волна, ядерные державы и страны НАТО бойкотируют этот договор, принятый в 2017 году в штаб-квартире ООН при поддержке 122 стран.
В пятницу, 22 января, вступил в силу международный Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО). Этот первый международный документ, принятый более чем за два последних десятилетия, является важным шагом на пути к миру без ядерного оружия, заявил в пятницу в Нью-Йорке генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. По его словам, договор стал мощной демонстрацией международного подхода к проблеме ядерного разоружения.
Договор о запрещении ядерного оружия запрещает разработку, испытание, хранение, приобретение, транспортировку и использование вооружений такого типа. Документ был принят в июле 2017 года в Нью-Йорке при поддержке 122 государств мира. Договор вступает в силу через 90 дней после того, как его ратифицировали 50 государств: в конце октября прошлого года 50-й страной стал Гондурас.
Ядерные державы бойкотируют договор
Все ядерные державы, а также страны НАТО бойкотируют договор. В середине декабря 2020 года НАТО в очередной раз выступила с критикой договора. Этот документ «не отражает международную ситуацию с безопасностью, которая становится все более сложной», он «не соответствует существующей архитектуре нераспространения ядерного оружия и разоружения». Кроме того, в документе отсутствуют «четкие механизмы» проверки его соблюдения, говорилось в заявлении Совета НАТО.
В ноябре 2019 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Москва не присоединится к ДЗЯО. Ранее США призвали страны, ратифицировавшие договор, отозвать свою поддержку документу.
Девять стран владеют 13 400 ядерными боеголовками
Ядерные державы — США, Россия, Франция, Великобритания и Китай — считают надежным путем к ядерному разоружению Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), действующий с 1970 года при участии 190 стран. Однако этот договор не приняли Индия, Пакистан и Израиль, де-факто также обладающие ядерным оружием. Северная Корея, предположительно имеющая ядерные боеголовки, вышла из ДНЯО в 2003 году.
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), в начале 2020 года девять стран владели 13 400 ядерными боеголовками. При этом у США имелось 5800 и у России – 6375 боеголовок.
См. также:
Епископы Британии приветствуют Договор о запрещении ядерного оружия
Саудовская Аравия может стремиться к ядерному оружию, если его получит Иран
Кто такой Уильям Бернс, определённый Байденом на пост директора ЦРУ
Байден сталкивается с минным полем в новой дипломатии с Ираном
Арагчи: обогащение урана на 20% не означает смерти СВПД
Александр Игнатенко. Войны хитрецов: лукавство иранского атома