Экс-глава Моссад: видимо, Израиль нанес удары по Иранскому атому
А ученых, сотрудничающих с его ядерной программой, могут убить
Уходящий в отставку глава израильской разведывательной службы «Моссад» дал самое близкое признание того, что его страна стояла за недавними нападениями на ядерную программу Ирана и военного ученого, сообщает AP.
Такой комментарии Йосси Коэн дал, выступая в израильской программе расследований 12-го канала “Увда” [“Факт”] в сюжете, вышедшем в эфир в четверг вечером. Там был предложен экстраординарный отчет уходящего главы обычно секретного агентства в последние дни правления Премьер-министра Биньямина Нетаньяху.
Он также ясно предупредил других ученых, участвующих в ядерной программе Ирана, что они тоже могут стать мишенями для убийств, даже когда дипломаты в Вене пытаются договориться об условиях, чтобы попытаться спасти свое атомное соглашение с мировыми державами.
“Если ученый готов изменить карьеру и больше не причинит нам вреда, иногда мы предлагаем им” выход, — сказал Коэн.
Среди крупных атак, направленных против Ирана, ни одна не нанесла более глубокую рану, чем два взрыва за последний год на его ядерном объекте в Натанзе. Там центрифуги обогащают уран в подземном зала, предназначенного для защиты от авиаударов.
В июле 2020 года таинственный взрыв взорвал усовершенствованную центрифужную установку Натанза, в чем Иран позже обвинил Израиль. Затем, в апреле этого года, еще один взрыв взорвал один из подземных залов обогащения.
Обсуждая Натанз, интервьюер спросил Коэна, куда бы он их отвез, если бы они могли туда поехать, он сказал “в подвал”, где “вращались центрифуги.”
” Это выглядит не так, как раньше», — добавил он.
Коэн прямо не заявлял об этих нападениях, но его конкретика была самым близким признанием участия Израиля в этих нападениях. Интервьюер, журналистка Илана Даян, также, по-видимому, предложила подробное описание того, как Израиль пронес взрывчатку в подземные залы Натанза.
“Человек, который был ответственен за эти взрывы, становится ясно, позаботился о том, чтобы поставить иранцам мраморный фундамент, на котором размещены центрифуги”, — сказала Даян. “Когда они устанавливали этот фундамент на объекте в Натанзе, они понятия не имели, что он уже содержит огромное количество взрывчатых веществ.”
Они также обсудили ноябрьское убийство Мохсена Фахризаде, иранского ученого, который начал военную ядерную программу Тегерана десятилетия назад. Разведывательные службы США и Международное агентство по атомной энергии считают, что Иран отказался от этой организованной попытки по разработке ядерного оружия в 2003 году. Иран долгое время придерживался мирной программы.
В то время как Коэн на камеру не утверждает об убийстве, Даян в этом сегменте описала Коэна как “лично утвердившего всю кампанию”. Даян также описала, как дистанционно управляемый пулемет, прикрепленный к пикапу, убил Фахризаде, а затем самоуничтожился.
Коэн описал попытку Израиля отговорить иранских ученых от участия в программе, в результате которой некоторые отказались от своей работы после того, как Израиль предупредил их, даже косвенно. На вопрос интервьюера, понимают ли ученые последствия, если они не остановятся, Коэн ответил: “Они видят своих друзей”.
Они также говорили об операции Израиля по изъятию архивных документов из военной ядерной программы Ирана. Даян сказала, что 20 агентов, ни один из которых не был израильтянином, изъяли материалы из 32 сейфов, затем отсканировали и передали большую часть документов. Коэн подтвердил, что Моссад получил большую часть материалов до того, как они были физически вывезены из Ирана.
Коэн защищал решение Премьер-министра Биньямина Нетаньяху обнародовать результаты операции, идя вразрез с давней практикой секретности, связанной с деятельностью Моссада.
“Для нас было важно, чтобы мир увидел это, но эта вещь также должна резонировать с иранским руководством, чтобы сказать им: «Дорогие друзья: во-первых, к вам внедрились. Во-вторых, мы видим вас… В-третьих, эпоха… лжи закончилась»,” сказал Коэн.
Средства массовой информации в Израиле действуют в соответствии с десятилетней политикой, которая требует, чтобы журналисты очищали сюжеты, связанные с вопросами безопасности, через военных цензоров. То, что замечания Коэна, по-видимому, очистили цензоров, говорит о том, что Израиль хотел сделать новое предупреждение Ирану на фоне венских ядерных переговоров.
Иран неоднократно жаловался на нападения Израиля, а посол Ирана в МАГАТЭ Казем Гарибабади еще в четверг предупредил, что на инциденты “не только будет дан решительный ответ, но и, безусловно, не оставит Ирану выбора, кроме как пересмотреть свои меры транспарентности и политику сотрудничества”.
Представительство Ирана при Организации Объединенных Наций не сразу ответило на просьбу прокомментировать комментарии Коэна, которого сменил бывший оперативник Давид Барнеа.
Коэн в интервью признал, что однажды сам может претендовать на пост Премьер-министра.
Читайте также:
Подорвана работа урановых центрифуг Ирана и его жесткая линия
СМИ назвали возможную цель убийства иранского физика-ядерщика
СМИ: Байден обсудил с главой Моссада ядерную угрозу Ирана
Отключение электричества на ядерном объекте Ирана в Натанзе: диверсия?
Блинкен и Лавров готовы работать вместе – несмотря на разногласия
Кандидат в Президенты Ирана Ализаде хочет взаимодействия с США
Основатель “Хезболлах” Али Акбар Мохташамипур умер в Иране
Утечка Зарифа – знак раскола в Иране, “мина” под примирение с США