Евангелики стали сильны в Бразилии как никогда раньше

Евангелики стали сильны в Бразилии как никогда раньше

Назначение Андре Мендонсы в Федеральный верховный суд стало поворотным моментом для евангелического движения в Бразилии, что означает: евангелики стали сильны в стране как никогда раньше.

В июле 2015 протестантский пастор и богослов Рикардо Гондим поднял тревогу по поводу растущей силы евангеликов в Бразилии, сообщает Al Jazeera. В своем блоге под названием «Боже, храни нас от евангелической Бразилии» президент прогрессивной церкви «Вифезда» предупредил, что если им удастся заручиться поддержкой достаточно большой части населения Бразилии, лидеры евангелического движения быстро превратят светскую и демократическую страну в тоталитарную теократию.

«Евангельские христиане» — это общий термин, который охватывает многочисленные протестантские деноминации, разделяющие несколько основных принципов. К ним относятся восприятие Библии как высшего морального и исторического авторитета, желание евангелизировать и распространять веру и потребность в религиозном обращении, известном как «рождение свыше». Среди христианских групп те, кто определяет себя как евангелистов, как правило, гораздо более консервативны и выступают против прогрессивных ценностей, чем те, кто не причисляет себя к этому ярлыку.

Более чем через шесть лет после публикации его популярного (и противоречивого) поста в блоге под руководством президента Жаира Болсонару мрачные предупреждения Гондима о возможности евангелического захвата бразильского государства, похоже, оказались верными, в настоящий момент евангелики стали сильны в Бразилии как никогда раньше.

1 декабря 2021 евангелики Бразилии отпраздновали одобрение Сенатом назначения пастора-евангелиста, юриста и верного союзника Болсонару Андре Мендонсы в Федеральный верховный суд Бразилии. Как видно из видеоклипа, широко распространенного в бразильских социальных сетях, жена Болсонару Мишель отреагировала на известие о том, что Сенат одобрил назначение Мендонсы, подпрыгивая и выкрикивая «слава Богу» и «аллилуйя». Назначение пастора-евангелиста в высший суд страны в сочетании с откровенно религиозным выражением Мишель Болсонару своего одобрения Сената, усилило опасения, что президент и его близкие работают с бескомпромиссными евангелическими силами для подрыва секуляризма и демократии в Бразилии.

Возможно, пытаясь ослабить опасения светских бразильцев по поводу его повестки дня, во время слушаний по его утверждению в комитете Сената по конституционным и правовым вопросам Мендонса пообещал, что он будет «защищать светское государство» в качестве судьи Верховного суда. А 16 декабря 2021, в день своей инаугурации, он вновь заявил о своей поддержке секуляризма во время богослужения в штаб-квартире влиятельной евангелической церкви «Ассамблея Бога». В своем выступлении перед почти 4000 участников, включая президента Болсонару, его жену Мишель и нескольких государственных министров, Мендонса заявил, что он «признает и защищает важность светского государства». Однако тот факт, что он решил отпраздновать свою инаугурацию на религиозной службе, проводимой церковью, широко критикуемой за ее жесткую, антисекулярную позицию и противоречивые связи с политиками-христианами-фундаменталистами, поставил под сомнение искренность его обещаний о защите светских ценностей.

Ряховский: не может быть христианского государства – только светское

Действительно, трудно отмахнуться от мысли, что Мендонса был назначен в суд из-за того, что его глубоко укоренившиеся евангелические убеждения, а не светская конституция Бразилии, будут определять его решения на скамье подсудимых. В конце концов, в 2019 Болсонару открыто заявил, что планирует назначить в суд кого-то «ужасно евангелического».

Спорное заявление было расценено многими как очевидная попытка президента удовлетворить одну из его самых влиятельных опор: евангелистов. Как и военные, бразильские евангелические христиане сыграли важную роль в приходе Болсонару к власти и, в свою очередь, многого добились с начала его пребывания на посту президента. Еще до того, как они добились места для одного из своих сторонников в Верховном суде, они пользовались беспрецедентным доступом и влиянием в важнейших учреждениях и министерствах Бразилии. Например, министр по делам женщин, семьи и прав человека при Болсонару Дамарес Алвес является пастором-евангелистом. Бразильские СМИ сообщили, что в 2016 она сказала прихожанам в евангелической церкви:

«Церкви пора сказать народу, что мы пришли… Пришло время ее управления».

А с момента своего назначения министром в 2018 Алвес открыто поддерживает консервативные евангелистские позиции по таким вопросам, как доступ к абортам и права ЛГБТК. Она также поддерживает «традиционные гендерные роли» и настаивает на том, что «бразильской семье угрожает» политика разнообразия.

Но назначение Мендонсы в Верховный суд по-прежнему знаменует собой начало новой эры усиления влияния евангельских христиан в Бразилии. На протяжении всего президентского срока Болсонару Верховный суд служил последней, а иногда и единственной линией сопротивления глубоко консервативной, а временами дискриминационной и опасной политике, поддерживаемой евангелистами по таким вопросам, как права меньшинств, доступ к абортам и регулирование наркотиков. Приход Мендонсы в суд, вероятно, помешает суду противостоять такой политике и позволит евангелистам еще больше усилить свое влияние на бразильскую политику.

Однако один только Болсанаро не может нести ответственность за растущую власть евангелистов в Бразилии. В своих попытках расширить свою базу поддержки и еще больше укрепить власть казавшиеся светскими администрации Луиса Инасиу Лулы да Силвы и Дилмы Руссеф также помогли евангелическому движению стать влиятельной политической силой, которой оно является сегодня.

Во время своего пребывания в должности, например, Лула начал выделять федеральные средства Record TV (тогда известному как Rede Record) — телеканалу, принадлежащему влиятельной деноминации евангельских христиан Вселенской церкви Царства Божьего (IURD) — в попытке уменьшить влияние ведущего коммерческого новостного канала страны TV Globo.

Тем временем Руссеф передала несколько важных министерских должностей политикам-евангелистам, таким как епископ IURD Марсело Кривела, во время своего пребывания в должности. Вскоре Кривела стал важным членом Евангелического парламентского фронта Национального конгресса, мощного многопартийного блока, который с энтузиазмом поддерживает консервативную политику, основанную на религиозных убеждениях, и регулярно препятствует усилиям по усилению защиты прав маргинализированных групп. Во время своей предвыборной кампании в 2014 Русеф также появлялась в Храме Соломона IURD вместе с видными лидерами евангельских христиан и даже цитировала такие псалмы, как «Счастлив народ, чей Бог — Господь», в попытке обеспечить голосование евангелистов.

Другими словами, хотя Болсонару, наконец, сделал евангелическое движение ведущей политической силой в Бразилии, предоставив пастору-евангелисту место в Верховном суде, именно левые политики, такие как Русеф (и Лула), проложили путь движению к победе. увеличить свое влияние на бразильскую политику за последние два десятилетия. И бразильские левые в целом по-прежнему играют важную, хотя и пассивную, роль в росте власти евангельских христиан в стране и по сей день.

Опрос 2020, проведенный частным институтом Datafolha о том сколько христиан в Бразилии, показал, что процент католиков в Бразилии снижается (около 51 процента от общей численности населения), в то время как процент евангелистов быстро растет (около 31 процента), что говорит о том, что евангелики стали сильны как никогда раньше. Это свидетельствует о серьезных преобразованиях в стране, где в 1970 более 90 процентов населения считали себя католиками.

По словам бразильского антрополога Джулиано Спайера, который специализируется на евангелическом христианстве и прожил 18 месяцев среди бедной и весьма евангелической общины на окраине Сальвадора, столицы штата Баия, в рамках своей докторской полевой работы в 2013–2014, эта трансформация основана на чем-то гораздо более сложном, чем внезапное изменение правого крыла бразильского населения. Он говорит, что понимание той роли, которую евангелические храмы играют в жизни верующих, имеет решающее значение для понимания возрастающей силы движения в стране сегодня.

Он говорит, что эти храмы служат сетью поддержки для нуждающихся — они предлагают курсы грамотности, мероприятия для детей и даже финансовую поддержку нуждающимся семьям. Он объясняет, что евангелические храмы стали основой многих бедных общин по всей Бразилии, взяв на себя роль, которую ранее играла католическая церковь и левые социальные движения, поэтому евангелики стали сильны в Бразилии как никогда раньше.

Действительно, в то время как большинство видных левых движений в Бразилии, как и их американские коллеги, кажутся застрявшими в своих собственных программах, основанных на идентичности, и погруженными в так называемые «культурные войны», евангелики на самом деле выполняют основную работу, изменяя жизнь бразильцев, живущих в бедности, к лучшему. Это, в свою очередь, позволяет им распространять свое консервативное послание дальше, получая возможность приглашать тех, кому они помогают, к участию в организованных политических действиях для продвижения своей повестки дня.

 


Все высказанные суждения и оценки отражают мнения их уважаемых авторов и могут не совпадать с позицией Института религии и политики.

 

Читайте также:

Ряховский: не может быть христианского государства — только светское

Pew: Белые евангелики наименее вероятно получат вакцину от COVID

Нерешительность в отношении вакцин среди евангелистов

Project Syndicate (США) / ИноСМИ: Евангелие от QAnon

День открытых дверей храма мормонов в Рио-де-Жанейро | Фото

 

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber