Владимир Мирзоев: Функция культуры — расколдовывать табу религии
Режиссеры не видят смысла в проверках театров на соответствие нацбезопасности
О том, какими критериями будет руководствоваться Общественный совет при оценке репертуара и политики театров и что ожидает тех, кто им не соответствует, рассказал «Газете.Ru» председатель совета Михаил Лермонтов.
«Кроме тех критериев, которые у нас есть в стратегии национальной безопасности, есть только личные критерии. В этом и проблема, которая предполагается нами для обсуждения на этих слушаниях, — прокомментировал он.— В нашу задачу не входит снимать репертуар. За репертуарную политику отвечает художественный руководитель и министр, который подписывает бюджет этому театру. Если министр снимет финансирование с театра, то не будет спектаклей. Но это их решение, а наша задача — высказать свою позицию по этому поводу».
Общественный совет при Минкультуры входит в число субъектов, которые «имеют право проводить общественный контроль» (ФЗ 212 «Об основах общественного контроля в России»). При этом Лермонтов подчеркнул, что решение по репертуару театров будет носить рекомендательный характер.
Тем временем художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов в разговоре с «Газетой.Ru» усомнился в том, что подобные слушания имеют смысл:
«Странно, что такая инициатива появилась. У государственных театров (ключевое слово — «государственных») непосредственный начальник — Министерство культуры. Оно знает, что происходит в театре».
Грымов уточнил, что департамент культуры осведомлен о новых постановках, поскольку репертуар театра верстается за три месяца, а основная подготовка начинается за полгода. За это время к каждому спектаклю заполняются документы на финансирование. Они находятся в свободном доступе на сайте, поэтому весь процесс прозрачен для инстанций и широкой общественности.
«Подобная комиссия — это непомерный труд. Если эта комиссия захочет посмотреть все спектакли, которые происходят в Москве, то это просто нереально — документы, пьеса, правообладатели. И эти самые документы любой государственный театр подает в Минкультуры», — пояснил режиссер.
Грымов рассказал, что сам входит в общественный совет художественных руководителей, поэтому понимает, как происходит процесс отбора заявок на грант и принимают решения о финансировании спектаклей. Он заметил, что дополнительные средства выделяют не только на постановки, но и на юбилей театра или художника.
По мнению театрального режиссера и сценариста Владимира Мирзоева [на фото в центре], вмешательство Минкультуры в репертуарную политику театров напоминает самые одиозные советские практики и противоречит свободе слова и самовыражения:
«Мера нравственности в искусстве иная нежели в первой реальности. Нравственное искусство не лжет, не лицемерит, не занимается конъюнктурой. Его язык может быть жестким и даже жестоким, оно показывает изнанку жизни, сыпет соль на раны. Табу создаются религией и законодательством. Функция культуры — расколдовывать табу, работать с травмой, неврозом. Роль культуры во многом терапевтическая».
При этом сама инициатива Общественного совета Мирзоева не удивила:
«Желание все контролировать, разрешать или запрещать — это любимая игра бюрократа. Не может чиновник сидеть без дела, ему нужно отрабатывать свой хлеб с маслом и белужьей икрой. Как только где-то заведется минимальное своеволие — его следует пресечь. Для чиновника это естественно, как стрижка травы на любимом газоне.
Одна беда: у бюрократии нет ни малейшего авторитета в обществе, это коррумпированное и повсеместно презираемое сословие. Поэтому нравственная проповедь, идущая из этих уст, вызывает лишь раздражение. И ассоциации с пьесой Мольера «Тартюф».
Кроме того, режиссер выразил мнение, что подобные «рекомендации» неизбежно будут иметь директивный характер.
«Очевидно, что никакой содержательной дискуссии в обществе нет и быть не может. Она не нужна начальству, которое сплошь и рядом некомпетентно и поэтому не сомневается в своей правоте. У нас все подается императивно: «сделайте так, настоятельно вам рекомендую». Интересно будет посмотреть на какого-нибудь худрука, который скажет, что ему не нравятся эти рекомендации. Представляю себе эту мизансцену. Разговоры о рекомендательном характере цензуры — это чистой воды лицемерие», — поделился Мирзоев в разговоре с «Газетой.Ru».
Фото: газета «Культура», на съемках сериала
Читайте также:
Эмиль Хирш: “Я играю истинного христианина” | Премьера кино
Муфтий Крганов против искажения образа татарской бабушки
В Москве прошли торжества Дня славянской письменности и культуры
В РПЦ прокомментировали проверку Следкомом выставки “Мир тела”
Имам ДСМР Мухутдинов – против демонизации мусульман в фильмах
Хаменеи: женщины в мультфильмах должны носить хиджаб
Зверь, Прошлое, Смерть и Насилие -vs- Бог, Будущее, Жизнь и Достоинство