В Японии беспокоятся о связи религии и политики

В Японии беспокоятся о связи религии и политики

О судьбе и связи религии и политики в Японии после убийства премьер-министра, Церкви Объединения, о росте влиянии которой беспокоятся японцы, их религиозных воззрениях и историческом опыте Европы в одной статье. 

«Разделение политики и религии, предусмотренное японской конституцией, не означает, что религиозные институты не могут заниматься политической деятельностью» — в письменном ответе журналистам указал премьер-министр Японии Фумио Кисида. Заявление прозвучало на фоне растущей осведомленности общественности о связях между Семейной федерацией за мир и объединение во всем мире, широко известной как Церковь Объединения, и правящей Либерально-демократической партией. О религиозной ситуации в стране и судьбе духовных институтов в её политической системе рассказывает Nikkei Asia.

«Политическая деятельность религиозных групп гарантируется конституцией», — заявил лидер партии Комэйто Нацуо Ямагути на пресс-конференции 28 августа 2022. Партию, младшего партнера по коалиции ЛДП, поддерживает религиозная группа Общество Сока Гаккай. В действующей конституции нет положения, запрещающего участие религиозных организаций в политической деятельности.

После Второй мировой войны Япония строго ограничивала вмешательство политиков в религиозные дела. Статья 20 конституции запрещает государству предоставлять привилегии какой-либо религиозной группе или принимать участие в какой-либо религиозной деятельности.

Это связано с тем, что в довоенную эпоху государство вместе с спонсируемой государством религией синто заставляло людей принимать участие в религиозных церемониях как средство контроля над гражданами.

В 1945 году, после поражения Японии в войне, оккупационная администрация распустила спонсируемую государством синтоистскую религию Японии. В соответствии с новой конституцией Японии было предложено стать более светским государством.

Удаление религии из процесса принятия решений послужило основой для взращивания демократических ценностей, которые лежали в основе послевоенной Японии.

В то же время это привело к тому, что многие простые люди стали равнодушны к религии. В послевоенную эпоху «люди поняли, что они могут жить достойной общественной жизнью без религии и что политика и религия не должны иметь отношения друг к другу», — сказал Дайсабуро Хасидзуме, почетный профессор Токийского технологического института.

Тем не менее, хотя многие японцы дистанцировались от организованных религиозных практик, они все же ассоциируют себя с религиозным духом.

Согласно опросу Institute of Statistical Mathematics от 2018 года, только 26% респондентов в Японии исповедуют ту или иную религию. Это отличается от США, где 70% признали себя христианами, согласно опросу 2020 года, проведенному Public Religion Research Institute. На вопрос «важна ли религиозность?», согласно опросу ISM, 80% японцев в 1983 году и почти 60% в 2018 году ответили утвердительно.

Таким образом, справедливо сказать, что японцы имеют чувства, которые допустимо назвать религиозными, например, стремление к миру и счастью. При этом они редко полагаются на конкретную веру и проявляют интерес к многообразию в религиозных принципах.

«В религиозном отношении Япония представляет собой очень неоднородное общество по сравнению с другими странами», — сказал Сусуму Симадзоно, почетный профессор Токийского университета. В дополнение к наличию стольких сект синтоизма, буддизма и христианства, а также новых религий, народное безразличие к религиозным принципам затрудняет «понимание конкретных задач и основ разных верований», отмечает Симадзоно.

Культы [секты] — политические акторы?

«Представители СМИ или ученые не уделяли особого внимания — на регулярной основе — тому, насколько прочны религиозные организации в политике», — также сказал Симадзоно.

Приоритетом должно быть сохранение дистанции между политикой и сектантскими организациями с сильными антиобщественными тенденциями, считают эксперты.

«Необходимо понять, как выглядит культ [секта], сформировать здравое представление у людей и оказать давление на политиков через выборы, чтобы они действовали в соответствии с этим смыслом», — сказал Хасидзуме.

Что такое типичный культ [секта]?
«Они без колебаний оправдываются, несмотря на наличие множества жертв», — отвечает Симадзоно, — Они не уважают или отрицают права человека и включают теории дискриминации в свои учения».

Определить, что такое культ [секта], не нарушая свободы веры, может оказаться сложной задачей. Группу «не следует сразу идентифицировать как культ [секта] только потому, что их мышление отличается от общественного мейнстрима», — сказал Симадзоно. Это связано с тем, что религия способствует улучшению общества, ставя под сомнение здравый смысл и концепцию ценностей.

Отношения между религией и политикой сильно различаются в разных странах

Подход Западной Европы сформировался из опыта Тридцатилетней войны между католиками и протестантами в XVII веке.

«Современные суверенные государства были рождены для урегулирования межрелигиозных конфликтов, — сказал Киёнобу Датэ, профессор Токийского университета, — Изначально перед королями была поставлена ​​задача контролировать внутренние религии. Эта структура со временем развивалась, но именно она является основой того, почему политика ставится выше религии».

Во Франции секуляризм родился во время Французской революции. Основной закон 1905 года создал основу для отделения церкви от государства, в которой говорилось, что правительство не признает, не оплачивает и не субсидирует никакие религиозные секты, гарантируя при этом свободу вероисповедания.

Принцип заключается в том, что религиозная деятельность ограничивается личной дееспособностью каждого человека. Во Франции религия «часто обсуждается в связи с вопросом о гражданском порядке и может быть ограничена, если она конкурирует с другими свободами», сказал Датэ.

В соседней Германии «государство ожидает, что религиозные организации будут участвовать в общественной деятельности, а граждане будут вовлечены», — добавил он.

В Германии также есть много религиозных политических партий, таких как Христианско-демократический союз, которым руководила бывшая канцлер Германии Ангела Меркель.

В отличие от Франции, где католицизм был религией большинства, в Германии существовало множество религиозных конфессий — католицизм, протестантизм и их ответвления. Чтобы избежать социальных распрей, возникающих из-за религиозных различий, политика и религия, как правило, сотрудничают друг с другом, оставаясь при этом независимыми.

В США, стране, построенной христианами, мигрировавшими туда в поисках свободы вероисповедания, «религия часто фигурирует в законодательстве и политике», — сказал Датэ.

В последнее время стало очевидным противостояние между религиозно-консервативными членами Республиканской партии, возглавляемой такими фигурами, как бывший вице-президент Майк Пенс, которые выступают против абортов и однополых браков, и либеральными законодателями.

Япония, культура которой отличается от этих западных стран, стремится сформулировать свои собственные правила, принимая во внимание передовой опыт.

Ясно лишь то, что отношения между религией и политикой больше не являются запретной темой в Японии. Вероятно, это станет главной темой для обсуждения в ближайшие годы.

Фото: ria.ru

 

Читайте также:

Адвокаты: Церковь Объединения лжет, что не вымогала деньги

Стрелявший в Синдзо Абэ: это месть его религиозной группе

Премьер Японии избавляет правительство от Церкви объединения

Япония не пустит Путина на государственные похороны Абэ

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber