Лауреат Нобелевской премии мира в 2021 — Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты»
Совместно с правозащитницей с Филиппин Марией Рессой
Имена лауреатов и мотивировку своего решения опубликовал в пятницу 8 октября 2021 на своем сайте Норвежский Нобелевский комитет:
Объявление
Норвежский Нобелевский комитет принял решение присудить Нобелевскую премию мира за 2021 год Марии Рессе и Дмитрию Муратову за их усилия по защите свободы выражения мнений, что является предварительным условием демократии и прочного мира. Г-жа Ресса и г-н Муратов получают Премию мира за их мужественную борьбу за свободу выражения мнений на Филиппинах и в России. В то же время они являются представителями всех журналистов, которые отстаивают этот идеал в мире, в котором демократия и свобода прессы сталкиваются со все более неблагоприятными условиями.
Мария Ресса использует свободу выражения мнений для разоблачения злоупотребления властью, применения насилия и растущего авторитаризма в своей родной стране, на Филиппинах. В 2012 году она стала соучредителем Rappler, цифровой медиа-компании для журналистских расследований, которую она до сих пор возглавляет. Как журналист и генеральный директор Рэпплера, Ресса показала себя бесстрашной защитницей свободы выражения мнений. Рэпплер сосредоточил критическое внимание на противоречивой, убийственной кампании режима Дутерте по борьбе с наркотиками. Число погибших настолько велико, что кампания напоминает войну, развязанную против собственного населения страны. Г-жа Ресса и Рэпплер также задокументировали, как социальные сети используются для распространения фальшивых новостей, преследования оппонентов и манипулирования публичным дискурсом.
Дмитрий Андреевич Муратов на протяжении десятилетий защищал свободу слова в России во все более сложных условиях. В 1993 году он был одним из основателей независимой газеты «Новая газета«. С 1995 года он был главным редактором газеты в общей сложности 24 года. «Новая газета» — самая независимая газета в современной России, с принципиально критическим отношением к власти. Журналистика газеты, основанная на фактах, и профессиональная добросовестность сделали ее важным источником информации о порицаемых аспектах российского общества, редко упоминаемых другими СМИ. С момента своего основания в 1993 году ”Новая газета” публиковала критические статьи на самые разные темы: от коррупции, полицейского насилия, незаконных арестов, фальсификаций на выборах и «фабрик троллей» до использования российских вооруженных сил как внутри России, так и за ее пределами.
Оппоненты «Новой газеты» ответили преследованиями, угрозами, насилием и убийствами. С момента основания газеты были убиты шесть ее журналистов, в том числе Анна Политковская, которая писала разоблачительные статьи о войне в Чечне. Несмотря на убийства и угрозы, главный редактор Муратов отказался поступиться независимой политикой газеты. Он последовательно отстаивал право журналистов писать все, что они хотят, о чем они хотят, при условии, что они соответствуют профессиональным и этическим стандартам журналистики.
Свободная, независимая и основанная на фактах журналистика служит защите от злоупотребления властью, лжи и пропаганды войны. Норвежский Нобелевский комитет убежден, что свобода выражения мнений и свобода информации помогают обеспечить информированную общественность. Эти права являются важнейшими предпосылками демократии и защиты от войн и конфликтов. Присуждение Нобелевской премии мира Марии Рессе и Дмитрию Муратову призвано подчеркнуть важность защиты и отстаивания этих основных прав.
Без свободы выражения мнений и свободы прессы будет трудно успешно содействовать братству между народами, разоружению и лучшему мировому порядку, чтобы добиться успеха в наше время. Таким образом, присуждение Нобелевской премии мира в этом году прочно закреплено в положениях завещания Альфреда Нобеля.
Осло, 8 октября 2021 года
[перевод с английского]
Продолжение:
Муратова поздравил глава фонда «Круг добра» протоиерей Ткаченко
Церкви приветствуют Нобелевскую премию мира Муратову
Читайте также:
«Новая газета»: зверские пытки и оскорбление Корана в российской колонии