«Домашнее медресе» в Татарстане признали экстремистским
Жительницу Набережных Челнов наказали за чтение книг Саида Нурси
Условный срок получила 62-летняя жительница Набережных Челнов Накия Шарифуллина за организацию «домашнего медресе», где она и ее знакомые читали книги турецкого богослова Саида Нурси*.
Женщину признали виновной в создании ячейки религиозного объединения «Нурджулар»*, которое признано в России экстремистским и запрещено решением суда. Защита настаивает на невиновности пожилой женщины, указывая, что она «кроме изучения Корана, ничем не занималась». Правозащитники ранее заявляли, что как таковой организации «Нурджулар»* в РФ не существует и запрет книг турецкого богослова* является неправомерным. В список экстремистской литературы пока включены только переводы его трудов, книги в оригинале, изъятые в Набережных Челнах, таковыми не являются, добавляет защита.
Вчера городской суд Набережных Челнов приговорил местную жительницу Накию Шарифуллину к двум годам лишения свободы условно. Об этом изданию „Коммерсантъ-Казань“ сообщил ее адвокат Руслан Нагиев. Госпожу Шарифуллину признали виновной по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности религиозного объединения, признанного экстремистским).
По данным следствия, 62-летняя женщина была «приверженкой международного религиозного объединения „Нурджулар“*, признанного экстремистским, деятельность которого решением Верховного суда РФ запрещена». В 2015 году она «под видом проведения занятий на религиозные темы» создала ячейку этой организации в Набережных Челнах.
«На конспиративной квартире женщина собирала граждан с целью изучения экстремистской литературы и пропагандировала идеи „Нурджулар“*. Ее противоправная деятельность была пресечена в марте 2020 года»,— сообщало ранее следственное управление (СУ) СКР по Татарстану.
Деятельность объединения «Нурджулар»* власти РФ связывают с турецким проповедником Фетхуллахом Гюленом*, который с 1999 года живет в США. Его сторонники распространяют идеи турецкого богослова Саида Нурси* (1878–1960 года) по восстановлению исламских традиций суннитского толка.
Считается, что в России объединение было наиболее активным в 1990-х и 2000-х годах. ФСБ заявляла, что функционеры «Нурджулар»* вели пантюркистскую и панисламистскую обработку молодежи и контактировали с чеченскими боевиками. В результате расследований из России были депортированы несколько сотен граждан Турции. В частности, по требованию прокуратуры Татарстана страну покинули турецкие преподаватели татаро-турецких лицеев, которых обвинили в «идеологической обработке» детей.
В мае 2007 года в Коптевском суде Москвы прокуратура Татарстана добилась признания русских переводов сборника Саида Нурси «Рисале-и Нур» («Письма света») экстремистскими. Против этого решения выступали не только представители мусульманского сообщества, но и экс-уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. Он отмечал, что «творчество Саида Нурси имеет высокое духовное значение для современного исламского мира, а сам автор входит в число виднейших знатоков и толкователей священной книги мусульман — Корана».
В 2008 году Верховный суд России окончательно признал объединение «Нурджулар»* запрещенным. В августе 2018 года Европейский суд по правам человека, рассмотрев жалобу «Ибрагим Ибрагимов и другие против России», признал, что запреты книг Саида Нурси «были неправомерными и явно необоснованными».
В декабре 2020 года СУ СКР сообщало о передаче дела Накии Шарифуллиной в суд. По данным следствия, в отношении нее была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Вместе с тем информационно-аналитический центр «Сова»** (занимается мониторингом применения антиэкстремистского законодательства в России, признан Минюстом иностранным агентом) указывал, что ранее пожилую женщину содержали под домашним арестом.
Госпожа Шарифуллина ранее уже привлекалась по ст. 282.2 УК РФ. В 2014 году она получила штраф в размере 100 тыс. руб. за координацию работы «домашнего женского медресе», где изучались труды Саида Нурси*, отмечал признанный иноагентом центр «Сова»**, который не считает правомерным «запрет как трудов Саида Нурси*, так и организации „Нурджулар“*, которой в России не существовало вовсе». В центре выступают «против преследования читателей книг Нурси* как членов экстремистской организации».
Руслан Нагиев вчера сообщил „Коммерсанту“, что защита пока не решила, будет ли обжаловать приговор городского суда. Адвокат напомнил, что статья, по которой осудили его доверителя, предусматривает от 6 до 10 лет лишения свободы. Прокуратура запрашивала семь лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. «Согласовать нужно решение с самой Шарифуллиной»,— пояснил господин Нагиев.
По его словам, Накия Шарифуллина не считает себя виновной, поэтому защита настаивала на полном оправдании обвиняемой в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления.
«Правозащитники неоднократно указывали, что такой организации как „Нурджулар“* не существует. Ее нет даже в Турции. Есть только книги Саида Нурси* — его толкования Корана на старотурецком (османском) языке и люди, которые их читают. Поэтому мы считаем, что здесь нельзя говорить о создании какого-то экстремистского сообщества»,— отметил господин Нагиев. Он уверен, что «никого не вербовали» и «не принимали ни в какую организацию»: «Туда приходили только две бабушки. Кроме изучения Корана, ничем не занимались».
У защиты также есть претензии к качеству экспертиз, на основании которых принято судебное решение. Кроме того, адвокат обратил внимание, что изъятые у Накии Шарифуллиной книги — на турецком языке, они экстремистскими на данный момент не признаны — таковыми считаются только переводы трудов Нурси*. Решение о запрете книг турецкого богослова в оригинале в апреле принял суд Набережных Челнов, но затем Верховный суд Татарстана это решение отменил. Дело направлено на новое рассмотрение.
«Сейчас говорить, что это экстремистская литература, нельзя»,— считает защитник.
В прошлом году также сообщалось о задержании еще одного приверженца запрещенной организации «Нурджулар»* в Казани. Тогда суд арестовал исламского деятеля Габдрахмана (Альберта) Наумова, который был вторым имамом казанского прихода «Аль-Иман». В ходе обысков у него также нашли книги Саида Нурси*. Тогда в его защиту вступалось Духовное управление мусульман РФ, где говорили, что исламскую литературу он приобретал «для научных целей».
«Изучение в научных и просветительских целях каких-либо ошибочных течений ислама не должно преследоваться уголовным законом»,— отмечали в организации.
* Движение Гюлена, фигурирующее под разными наименованиями, признано на родине, в Турции террористическим. Запрещенное в РФ движение последователей Гюлена под названием «Нурджулар» активно распространяет в Интернете материалы из собрания сочинений своего духовного лидера Саида Нурси, хотя некоторые из них находятся в российском Федеральном списке экстремистских материалов.
** Минюст включил информационно-аналитический центр «Сова» в реестр иностранных агентов.
Читайте также:
Турецкая разведка схватила Орхана Инанди – эмиссара Гюлена
Центр “Сова”* провел презентацию двух годовых докладов
Игнатенко предположил мотивы вероисповедной политики в России
Прокуратура Татарстана требует запретить 160 изданий трудов Саида Нурси
В Берлине начато строительство «Дома Единого» для трех религий
Муфтий Гайнутдин – о проверке мусульманских книг на экстремизм