Али Полосин: мусульмане заявляют свою гражданскую позицию
Она стала ответом на начавшиеся обвинения ислама как религии в актах террора
31 августа 2021 г. состоялась презентация нового учебного пособия «Гражданская идентичность российских мусульман». Соавторы: проф. БИА, зам. директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али В. Полосин, проф., ректор РИИ (Казань), председатель Совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин, зав. кафедрой Пятигорского Госуниверситета доцент Ибрагим Ибрагимов. Пособие вышло под грифом Болгарской исламской академии и по решению ее Ученого совета с вводным словом и. о. ректора Айнура Тимерханова, при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Затем аналогичные презентации прошли в Казани, в Пятигорске, Саратове и Саранске… Вопросы – соавтору Учебного пособия, проф. Али Полосину задает Марат Расулов, ИА Islam News.
– Откуда взялся термин «гражданская идентичность мусульман» и как выкристаллизовалась идея создания учебника?
– Гражданская идентичность – осознание своей общности со всеми гражданами своей страны. Такое представление было всегда, например, при создании Мединского государства гражданами стали местные мусульмане, мусульмане, переселившиеся из Мекки, иудеи и местные язычники. А названия этого понятия, термины, менялись в зависимости от строя, уклада и т.п. В современном арабском богословии существует понятие «аль-ватания» – от «аль-ватан» (родина). Его можно перевести как «национальное государство» или «гражданская идентичность». Сами арабские богословы так и понимают это слово, что важно для нас в плане соответствия основным богословским понятиям. Граждане называются «муватинун». Идея о том, чтобы заявить свою гражданскую позицию всему обществу, выкристаллизовалась довольно давно. Она стала ответом на начавшиеся огульные обвинения ислама как религии в актах террора в России и по всему миру. Возникла необходимость заявить о своих взглядах на общество, на государство, на иноверцев посредством не богословского, мало понятного иноверцам, а скорее гражданского документа, общественной декларации, излагающей позиции ислама по всем актуальным проблемам и при этом имеющей обоснование в священных текстах. В 2015 году в Булгаре была принята Социальная Доктрина российских мусульман, подписанная авторитетными муфтиями. Дальше встал вопрос доведения этой декларации до имамов и широкой общественности. Следующим шагом было принятие в 2019 г. исламских образовательных стандартов, в которые было введено понятие «гражданская идентичность мусульман», тогда и начали разрабатывать одноименное учебное пособие. Учебник в первую очередь нужен для того, чтобы мусульмане четко знали свои позиции в гражданском обществе – что они граждане, имеют свои гражданские обязанности, которые они должны выполнять, и гражданские права, которые в отношении них должно выполнять государство, а они соответственно могут защищать их законным образом. Богословие рассматривает законы государств, включая конституции, как общественный договор (первый из них – Мединский договор, подписанный самим благородным Пророком), а договоры, согласно исламскому праву, обязательны к исполнению. Мусульманин не имеет права без каких-то экстраординарных обстоятельств нарушать договор. Все это подробно разъясняется на страницах учебника.
– Уверен, что найдутся те, кто возразят, что само понятие гражданство является нововведением как нечто новое, чего не было во время Пророка…
– Это не нововведение. Гражданство было всегда, когда было государство: и при королях, и при царях, и при фараонах. Если есть государство, то есть и носитель этой государственности, гражданин, как бы в древности он ни назывался. В Греции были города-государства – полисы, гражданин назывался политис, носитель государственности, а политика – это управление полисом. Было оно и во время пророка Мухаммада (мир с ним и благословение Аллаха). На это явственно указывает Мединская конституция, которая регламентировала правовой статус жителей города различных вероисповеданий. Просто в разные эпохи гражданство называлось по-разному. При монархии были подданные и верноподданные его величества. С появлением республик возникла необходимость в современных реалиях выразить наше отношение к государству, к обществу, к другим религиям на современном, всем понятном языке.
– В учебнике прослеживается противопоставление понятия «аль-ватания» такому понятию как халифат…
– Аль-ватания не противопоставляется «халифату» историческому, который был при Абу-Бакре (радиаллаху анху). Но мы приводим историю из Ат-Табари, где описано, как халиф Умар (радиаллаху анху) осудил человека, обратившегося к нему: «халиф Аллаха», отметив, что это звание Аллах относит только к пророку Дауду (мир с ним). Запретил Умар именовать его и «халиф Пророка», сказав, что это только Абу-Бакр, и он в могиле. В итоге он одобрил обращение «повелитель правоверных», «амир муимин». Идею замещения Пророка другими людьми Аллах Всевышний не посчитал нужным довести до нас ни в Коране, ни через Сунну Пророка. Какие основания, чтобы не следовать словам праведного амира правоверных Умара (радиаллаху анху)?
– А как же праведные халифы?
– Понятно, что нескольких первых правителей правоверных называют халифами. Это дань глубокого уважения к ближайшим сподвижникам Посланника Всевышнего, которые по факту выступали в роли представителей и заместителей Пророка. Пророк назвал их среди 10 человек, обитателей Рая. Но правильно ли считать заместителями самого благородного Пророка людей, которые никогда не видели Пророка, и мы не знаем его отношение к ним, и в число «обрадованных раем» они не входят, а было немало и таких, о которых можно было предположить нечто совсем иное – какие могут быть основания и далили, чтобы так называть этих людей заместителями Пророка? Имараты как земные государства, созданные по принципу практической целесообразности и пользы для мусульман того или иного региона, не присваивающие себе полномочия Пророка, – такие государства многократно создавались в истории, и сейчас такие есть. И это естественно. Ничто не мешает мусульманам совершенствоваться в любом государстве, которое не запрещает веру.
– Кто будет учиться по вашему учебнику?
– Прежде всего, мусульмане. В первую очередь, пособие рассчитано на магистерскую программу, а затем и на бакалавриат. Также готовится упрощенный вариант для медресе, над которым работает проф. Рафик Мухаметшин, соавтор учебного пособия.
– Занятия уже проводились, как реагировали на пособие студенты?
– Как раз на прошлой неделе в Болгарской исламской академии я провел занятия по первым главам этого учебника для тех, кто поступил в магистратуру. Со стороны студентов был проявлен живой интерес, были активные дискуссии. В процессе обсуждения и ответов на вопросы мне приходилось приводить дополнительные аргументы – не только из учебника. Это является хорошим стимулом для дальнейшей работы по данной дисциплине. В целом я очень удовлетворен этой первой практикой.
– Какие тезисы звучали в ходе дискуссии?
– Разбирались различные модели, появившиеся после эпохи Пророка и сподвижников. В эпоху национальных государств родилась модель «аль-ватании». Она сегодня доминирует у богословов арабских странах, таких как Саудовская Аравия, ОАЭ, Марокко, Кувейт и т.д. Сегодня на эту тему пишутся богословские книги. «Аль-ватания» увязывает мусульманина с местом его рождения, где он может оставаться добропорядочным верующим, свободно жить по канонам своей религии и в то же время быть ответственным гражданином и полноценным членом общества. Эта концепция была позитивно воспринята многими мусульманами нашей страны.
– Почему сегодня нужно рассматривать халифат?
– Сейчас многие мусульмане объявляют себя «халифом Пророка» с правом судить других людей вплоть до смертной казни, хотя непонятно, кто им это право дал. И все это делается на территории, которая уже кому-то принадлежит и на которую распространяется чей-то суверенитет. А это уже является мятежом против существующего государства и нарушением его законов. Самозванство в части провозглашения себя «заместителем Пророка» с правом вершить от имени Аллаха суд над людьми, ничего общего с исламом не имеет. Законный суд может быть только государственным, когда обеспечивается возможность защиты и объективность при рассмотрении дела. От имени Аллаха никто не имеет права навязывать каких-то политических решений, ибо он не пророк, но на самом деле этого не делал и сам благословенный Пророк. Он учил неукоснительно исполнять все, что касается религии, здесь он ни с кем не советовался, а в светских делах всегда обращался к совету (шуре), подчеркивая, что является простым смертным человеком «башар», не застрахованным от ошибок. Такие случаи описываются в Сунне, например, в хадисе о выращивании фиников или в хадисе о тактике сражения при Бадре. Образно говоря, государство есть система управления обществом с целью выращивания фиников и обеспечения безопасности, и для этого нужны профессионалы, а не голословное хвастовство, что, дескать, от того, что я мусульманин, все само собой получится. И благородный Пророк показывал нам всем пример, когда, как «башар», советовался по мирским вопросам с профессионалами.
– Вы отметили, что гражданская идентичность проявляется как совокупность не только обязанностей, но и прав. А как быть в ситуациях, если с исполнением обязанностей все более-менее хорошо, а вот права религиозных общин зачастую нарушаются?
– Надо защищать свои права по закону. В России есть яркий пример с недавно покинувшей нас, я считаю, праведницей Альмирой Адиатуллиной. В свое время встал вопрос о возможности фотографироваться в паспорт в платках. Суд в Татарстане это запретил. Дело о платках дошло до Верховного суда России – тоже запретил. Тогда уважаемая Альмира ханум обратилась в последнюю инстанцию – в Президиум Верховного суда, который пересмотрел дело и вынес решение в пользу мусульманок. Конечно, такие вопросы не решаются сразу. Но надо понимать: дело не в том, что где-то сидит вредный чиновник-исламофоб и специально вредит. Есть определенное общественное мнение, которое складывалось веками, когда с недоверием относятся ко всему, что исходит со стороны «этнических» мусульман. В каких-то регионах оно до сих пор доминирует. Пока мы не изменим это общественное мнение, кивать на отдельных чиновников бесполезно. Вопрос связан с проповедью ислама не только словом, но и своим поведением, как это делал Пророк. Как это было в Юго-Восточной Азии, в Индонезии и Малайзии, которые приняли ислам в результате честности и порядочности мусульманских купцов.
– Вы презентовали учебник в нескольких регионах. Каков был посыл презентации и какова была реакция?
– Презентация ставит задачу общественного обсуждения этого учебника. Это касается в первую очередь концептуальных вещей, которые должны быть рассмотрены и богословским, и светским научными сообществами. Книга специально издана ограниченным тиражом как предварительный вариант, для общественного обсуждения. На данном этапе важно внести поправки, исправить возможные недочеты и технические ошибки. Мы получаем различные замечания, в том числе и критические, а также предложения по доработке книги. В ноябре мы планируем издать книгу уже большим тиражам, ин ша Аллах, с учетом всех поступивших конструктивных пожеланий. В целом пособие восприняли очень позитивно. Один известный и уважаемый имам из Татарстана даже сказал, что такой учебник ждали тридцать лет, чтобы сами мусульмане лучше ориентировались в окружающей действительности. Каждый человек стоит на земле, на которую распространяется суверенитет и законы государств. Он должен эти законы знать и соблюдать, как того требует Всевышний Аллах. Более того в 90-х годах нам попадало много учебников из других стран, в которых было понятие гражданской идентичности, но только в отношении других стран, где эти книги и писались. Мы нисколько не осуждаем патриотизм мусульман в отношении их земной Родины, но и у нас, в России, должно быть свое воспитание гражданственности и патриотизма в отношении нашей Родины.
– «Гражданскую идентичность» планируется преподавать в рамках отдельной дисциплины?
– Да. Она уже есть. В Болгарской исламской академии она называется «Гражданская и этно-конфессиональная идентичность мусульман». Эта дисциплина будет весьма полезной для изучения в светских вузах в рамках религиоведения. Есть такая научно-образовательная теологическая ассоциация – «НОТА», в которую входит БИА, РИИ и другие вузы, включая МГУ, СПбГУ. В ней состоят эксперты, в том числе из Министерства просвещения. Ассоциация взяла наше учебное пособие на экспертизу с последующим представлением своих поправок. И в случае одобрения, мы рассчитываем получить статус «учебника, рекомендованного Министерством», чтобы стать доступным для широкой аудитории.
– Вы считаете, что это поспособствует гармонизации отношений государства и ислама?
– Надеюсь, что да. Ин ша Алла!
Читайте также:
Вышел учебник «Гражданская идентичность мусульман России»
Презентация учебника «Гражданская идентичность мусульман России»
Повышение квалификации региональных представителей ДСМР
В Болгарской исламской академии прошло заседание Совета учредителей
Гаврилов: как будет работать закон о переаттестации духовенства
«Аль-Васатыя» — лекция Али Вячеслава Полосина
Ректор назвал число исламских учебных заведений в России
Мухаметшин: уместна переаттестация имамов, учившихся за рубежом