В Москве разгорелся спор хозяйствующих католиков | Собственность
Конфликт в Московской Архиепархии носит внутренний характер
То, о чем приглушенно говорили в столичной католической общине, в четверг 21 октября 2021 вышло в публичную плоскость и стало явным для внешних.
Бывший генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский поместил в своем Facebook текст, посвященный ситуации вокруг четырех зданий в центре Москвы, в Милютинском переулке, 18.
Он сообщает, что здания были выиграны в суде Римско-католической Архиепархией Божией Матери в Москве, а сам отец Игорь — лицо, которое имело ко всему этому самое непосредственное отношение.
«Письмо продиктовано необходимостью ответа на вопросы, которые задавали и продолжают задавать многие люди, в том числе и мне лично, находясь в смятении вокруг возникших на этой почве различных слухов и кривотолков», — пишет священник.
Отец Игорь сообщает, что после выхода в России Федерального Закона 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» у него возникла идея попытаться вернуть принадлежавшие Москве 4 здания вокруг римско-католической церкви святых Апостолов Петра и Павла на Милютинском переулке для их частичной или полной продажи с целью выкупа самого храма, который находится в частной собственности.
«Будучи администратором прихода святых Апостолов Петра и Павла, я пытался тем самым исполнить мечту многих прихожан – вернуть исторический храм, — сообщает Игорь Ковалевский. — Архиепископ Паоло Пецци мою идею поддержал. К сожалению, Москва отказала нам в передаче зданий, поэтому Архиепархия вынуждена была обратиться в суд. Хочу подчеркнуть, что мы не скрывали, что наша главная цель не здания, а главный храм, который мы желаем выкупить. Это знал и ответчик, которому мы предлагали заключить мировое соглашение, но безуспешно».
Священник вспоминает, что еще до начала всех судебных тяжб, в начале 2016 г. Архиепархия заключила договор с фирмой, которая взяла на себя все расходы по борьбе за здания. Архиепископ Пецци подписал данный договор.
«Я также поставил на нём свою подпись как Канцлер Курии, удостоверив тем самым подпись архиепископа, — пишет Ковалевский. — Далее по доверенности от Архиепархии мы с руководителем фирмы занимались всеми судебными делами. Договор предполагал фирме гонорар за успех (success fee) в случае выигрыша в судах, а в случае проигрыша расходы Архиепархии были бы символичны. Договор был составлен квалифицированными юристами и полностью соответствует нормам Гражданского кодекса РФ. Подобные договоры часто заключаются, например, в бизнесе, в ситуации рисков. Ведь процесс был очень сложным и дорогостоящим, а его исход был неопределенным».
«Весь процесс фактически завершился только 2 апреля 2021, когда Архиепархии было передано последнее, четвёртое здание, а формально в середине июня 2021, когда завершились все суды. После этого наступил момент расчета по договору».
«За эти годы Архиепархия рассматривала различные варианты судьбы зданий в случае выигрыша: оставить одно, остальные продать, выкупить храм и расплатиться с фирмой (я лично был склонен придерживаться этого), продать все здания без выкупа храма и расплатиться с фирмой (какое-то время так считал архиепископ), а также иные варианты».
Отец Игорь Ковалевский дает свою трактовку роли, позиции и участия в процессе Архиепархии и лично ее ординария — архиепископа Павла (Паоло) Пецци:
«В апреле этого года, после передачи последнего здания, архиепископ Паоло Пецци принял решение зданий не продавать, храм не выкупать, а привлечь итальянских инвесторов, чтобы они расплатились с фирмой по заключенному Архиепархией в 2016 г. договору, а в обмен взяли часть зданий в долгосрочную аренду. Одновременно архиепископ уклонился от личного участия во встрече и переговорах по юридическому урегулированию своего решения, в июле отозвал все доверенности и договоры с фирмой по зданиям, а сейчас пытается оспорить заключенный в 2016 г. договор. Для этого Архиепархия привлекла других лиц, чтобы попытаться оспорить договор и не расплачиваться с теми, кто в течение многих лет работал согласно этому договору и в результате огромных трудов выиграл все тяжбы во всех судебных процессах».
Самому Ковалевскому была отведена незавидная роль, сетует он:
«В сложившейся ситуации из меня сделали козла отпущения, ведь именно я представлял в судах интересы Архиепархии вместе с этой фирмой. Вокруг меня начали распространяться клеветнические слухи о якобы материальной заинтересованности в продаже зданий, полученных взятках, а также другие обвинения за время моего служения в Архиепархии. Причем, я здесь не имею в виду распространявшиеся с осени 2020 г. фантастические предположения и обвинения в группе Фейсбук «Приходские объявления» о коррупции, взятках, откатах, преступной сделке, обмане Ватикана, тайной продаже с целью присвоения денег и так далее. На эту клевету я никак не реагировал (как оказалось, церковное руководство тоже), приняв решение вообще не участвовать в сетевых дискуссиях во время судебных процессов, оставить её на совести клеветников и лично объяснять ситуацию всем, кто ее пожелает узнать. Лично я простил всех авторов подобных инсинуаций в Фейсбук. Эти люди были подвержены эмоциям и распространенным среди некоторых представителей российского общества идеям борьбы с коррупцией, пытаясь её найти буквально везде и во всём. Я знаю, кто зачастую стоял за клеветой в сети и кто манипулировал этими людьми: это те, кто желал поживиться за счет Церкви. Ведь уже после первого выигранного суда ко мне лично стали обращаться с предложениями по управлению зданиями, как будто это я стал их собственником. Однако в данном случае распространения клеветнических слухов я имею в виду других лиц, в том числе из окружения архиепископа Паоло Пецци. Мотивы этого отношения ко мне понятны: это ведь я много лет занимался судебными тяжбами, являюсь главным свидетелем этих событий и поэтому лучше все проблемы свалить на меня как некоего «серого кардинала», который ввел в заблуждение архиепископа и пытался провернуть тайно сделку по продаже зданий с целью получения материальной выгоды, но который уже отошёл «от дел» и был «обнулён», как обо мне пошутили. Причем, никого не волнует, что я даже не входил ни в Совет священников, ни в Коллегию консультантов, ни в Экономический совет Архиепархии, и что не принимал и не имел полномочий принимать решений по таким вопросам как судьба выигранных в суде зданий».
Отец Игорь прогнозирует, что в ближайшее время не исключён судебный процесс между Архиепархией и фирмой, занимавшейся отстаиванием ее интересов. Он считает, что формально договор с ней можно попытаться оспорить в судебном порядке, то есть, цивилизованным образом, однако этого пока не сделано, а в это время Архиепархия, по его словам, уже предоставила доступ в четвёртое здание настоятелю и прихожанам прихода святых Апостолов Петра и Павла, тем самым обнадежив верующих и духовенство в том, что вопрос со зданиями уже окончательно закрыт.
«Заверяю, что материального вознаграждения в борьбе за здания я ни от кого ни в какой форме не получал, как и не получил никакой благодарности от Церкви после завершения процесса, в судах представлял исключительно интересы Архиепархии, а все инсинуации относительно моего обогащения от продажи зданий являются клеветой, которую пытались и до сих пор пытаются распространять. Завершив процесс передачи зданий, я сам попросил архиепископа Паоло Пецци освободить меня от должности администратора Прихода святых Апостолов Петра и Павла Римско-католической Церкви в городе Москва, поскольку посчитал свою миссию по возвращению церковного имущества выполненной», — сообщает священник.
«Выводы в сложившейся ситуации пусть каждый делает самостоятельно, — заключает он. — Я свои выводы сделал. Храм Петра и Павла Церкви оказался не нужен, Церковь все эти годы ожидала итогов судебных разбирательств по зданиям, не неся при этом никаких материальных затрат, а после получения зданий пришла к выводу, что оплата по договору слишком высокая и поэтому лучше договор опротестовать. В сложившейся ситуации призываю верующих молиться за Церковь в России, a особенно за архиепископа Паоло Пецци и за тех, кто принимает в Церкви решения. А если у кого-то есть желание, то прошу и меня вспомнить в своих молитвах – человека, который совершал ошибки, включая чрезмерное доверие к некоторым представителям духовенства и мирян, а также наивность (в этой истории меня назвали «наивным дурачком»). Я, со своей стороны, заверяю также в своей молитвенной памяти, независимо от того, как ко мне относились и будут относиться и как дальше сложится моя жизнь».
Под постом священника Игоря Ковалевского появились комментарии сочувствующих ему людей…
Институт религии и политики запросил комментарий Архиепархии Божией Матери в Москве, который был любезно предоставлен и публикуется здесь отдельно.
На фото Наталии Гилевой — Архиепископ Павел Пеции (в центре) и священник Игорь Ковалевский (второй справа), 5 июля 2019.
Продолжение: Архиепархия комментирует ИРП ситуацию со зданиями в Москве
Читайте также:
Католики Москвы торжественно открыли Епархиальный этап синода
Католики, мусульмане и протестанты обсудили нехватку храмов
В Москве разгорелся спор хозяйствующих буддистов | Интервью
Архиепископ: смена настоятеля прихода свв Петра и Павла в Москве
Внесены изменения в состав религиозного Совета при Президенте РФ
Ковалевский: мировые СМИ мало говорят о гонениях на христиан Африки