Неиерархичность, сетевой характер, тяготение к массовой культуре, синкретизм, индивидуализм и коммерциализация — такую новую религиозность несут миру наше время и его кризисы, считает Антон Игнатенко
Отход прихожан от церквей в Германии может быть обусловлен общим кризисом религиозности на Западе вследствие либерализации, а также развития техники и изменения самого формата религиозности, рассказали опрошенные РИА Новости эксперты.
Ранее в немецких СМИ появилась информация о том, что люди в Германии из-за санкций, сложившейся социально-экономической ситуации в стране из экономии стали уходить из церкви и возвращаются уже практически на смертном одре, чтобы получить услуги и захоронение по религиозным традициям, так как в Германии собирается специальный церковный налог.
Отток платящих церковный налог прихожан в Германии происходит в последние десятилетия и у католиков, и у протестантов, этот процесс усилился в последние 5-10 лет, и покидать церкви люди будут все чаще, считает замдиректора Института Европы Российской академии наук (РАН) Роман Лункин. При этом, рассказал эксперт, есть и те, кто платит церковный налог, не являясь активным прихожанином: но таким образом люди не только отдают дань Церкви как части их культуры и традиции, но и сохраняют для себя возможность церковного отпевания.
По его мнению, христианство в Германии на грань уничтожения поставили либерализация церквей и кризис.
«Если лютеране давно встали на путь благословения однополых браков и женского священства, то католическое духовенство последние годы активно заявляет о необходимости более лояльного отношения к ЛГБТ, о повышении роли женщин и мирян в церкви. Католическая Церковь Германии разработала соответствующую либеральную программу под названием Синодальный путь. Даже для Папы Франциска либерализм немецких католиков показался слишком радикальным и подрывающим авторитет и власть духовенства. Таким образом, либеральные церкви теряют свою идентичность, мимикрируют под настроения общества и либеральной элиты, и теряют паству», – добавил он.
В Римско-Католической Церкви по всему миру идет процесс подготовки к Синоду епископов 2023 года. Институт синодов епископов был возрожден в 60-е годы XX века: епископы со всего мира должны регулярно собираться в Риме и обсуждать актуальные вопросы жизни церкви. В Ватикане в 2021 году дали старт новому синодальному периоду, тема которого – общая ответственность за жизнь церкви. Синодальный процесс начался 9 октября 2021 в Риме, и 17 октября – в епархиях, в том числе и в России. Верующие в приходах могут принимать в нем участие.
В экономическом смысле, считает Лункин, люди не понимают, почему они должны отдавать свои последние деньги церкви, особенно «полугосударственной» – и католики в этом все меньше отличаются от лютеран.
«Политический же кризис состоит в том, что церковное руководство и лютеран, и католиков Германии активно включилось в политическую кампанию против России и РПЦ, вслед за руководством Евросоюза. Думаю, что простой бюргер не может понять, почему и зачем вместо адекватных цен на газ и услуги ЖКХ ему предлагают ЛГБТ, западноукраинский патриотизм и русофобию», – заключил религиовед.
По словам президента Института религии и политики (ИРП) Антона Игнатенко, сообщается о падении в Германии за пятнадцать лет принадлежности к церквям с 61% до менее 50%, а в США, по данным социологической службы Gallup, в 2005-2020 годах принадлежность к церквям, синагогам или мечетям упала с 64% до 47%. [То есть, данные по двум странам практически совпадают.]
«Действительно, в последние годы проявляется отход от традиционных ранее — внешних и коллективных — форм религиозности. И это происходит не только в Германии, но и в других странах Запада, и у нас в России«, – сказал он РИА Новости.
Причины этого, по его мнению, могут быть многообразными.
«Частью общей волны обвинений в сексуальных злоупотреблениях [на Западе, типа Me Too] стало их раскрытие и в церквах, где это уродливое явление десятилетиями скрывали от общества, – тем отвратительнее стала для всех правда о сотнях и тысячах жертв. Среди наиболее влиятельных факторов последнего времени – сочетание домашней изоляции во время пандемии коронавируса с интернет-технологиями удаленного доступа. В итоге во многих европейских странах значительная доля приходских общин отпала и не вернулась к личному участию в церковных службах. В США некоторые церкви с тысячной паствой теперь пустуют – там собираются пасторы, церковные работники и члены их семей. В Германии ситуация специфическая, и там эти тенденции усугубляются церковным налогом, который должны платить те, кто заявляет о своей принадлежности к признанным государством религиозным институциям», – сказал он РИА Новости.
Последние, пояснил Игнатенко, вправе собирать такой налог, хотя и не обязаны это делать. К обладающим таким правом институциям относятся евангельские Церкви, католики, православные Церкви (в том числе РПЦ и РПЦЗ), иудейские общины, а также ряд новых религиозных организаций.
По мнению Игнатенко, в мире в целом развивается очередная волна новой религиозности, для которой характерны неиерархичность, сетевой характер, тяготение к массовой культуре, синкретизм, индивидуализм и коммерциализация.
Тем не менее, то, что немцы перед смертью возвращаются к формальной принадлежности к Церквям, настраивает на оптимистический лад:
«Если христианин перед кончиной раскаялся в своих грехах и обратился к Богу, то Он встретит его в Царствии Небесном», – заключил Игнатенко.
Продолжение:
Читайте также:
Антон Игнатенко: духовность не только в тайге, но и в Москва-Сити
За «новой религией» от экс-губернатора Савченко пришли силовики