NYT: Второй человек «Аль-Каиды»* ликвидирован в Иране

Американская газета The New York Times провела журналистское расследование, согласно которому израильские агенты ликвидировали второго человека в запрещённой в РФ террористической организации «Аль-Каиды»* Абу Мухаммада аль-Масри (известен также как Абдулла Ахмед Абдулла).

Институт религии и политики публикует полный перевод статьи.

Номер 2 «Аль-Каиды»*, обвиняемый в нападении на посольства США, был убит в Иране

По словам официальных лиц, израильские агенты по указанию США застрелили Абу Мухаммеда аль-Масри на улице Тегерана, но никто — Иран, «Аль-Каида»*, США или Израиль — публично не признал убийства.


Американское посольство в Найроби, Кения, было взорвано в 1998 году, это одна из двух атак в тот день, приписываемых лидеру «Аль-Каиды»* Абу Мухаммаду аль-Масри. Фото: Agence France-Presse — Getty Images

Второй по значению лидер «Аль-Каиды»*, обвиняемый в том, что он был одним из организаторов смертоносных нападений на американские посольства в Африке в 1998 году, был убит в Иране три месяца назад, подтвердили официальные представители разведки.

Абдулла Ахмед Абдулла, известный под псевдонимом Абу Мухаммад аль-Масри, был застрелен на улицах Тегерана двумя убийцами на мотоцикле 7 августа, в годовщину нападения на посольство. Он был убит вместе со своей дочерью Мириам, вдовой сына Усамы бен Ладена Хамзы бен Ладена.

По словам четырех официальных лиц, нападение было совершено израильскими боевиками по указанию Соединенных Штатов. Неясно, какую роль, если таковая была, играли Соединенные Штаты, которые годами отслеживали передвижения г-на аль-Масри и других боевиков «Аль-Каиды»* в Иране.

Убийство произошло в таком потустороннем мире геополитических интриг и контртеррористических шпионов, что слухи о смерти г-на аль-Масри ходили, но до сих пор не были подтверждены. По причинам, которые до сих пор не ясны, «Аль-Каида»* не объявила о смерти одного из своих высших руководителей, иранские официальные лица это скрыли, и ни одна страна публично не взяла на себя ответственность за это.

Г-н аль-Масри, которому было около 58 лет, был одним из лидеров-основателей «Аль-Каиды»* и считался первым в очереди, возглавившим организацию после ее нынешнего лидера Аймана аз-Завахири.

Давно фигурирующий в списке самых разыскиваемых террористов ФБР, он был обвинен в Соединенных Штатах в преступлениях, связанных с взрывами посольств США в Кении и Танзании, в результате которых погибли 224 человека и сотни были ранены. ФБР предложило вознаграждение в размере 10 миллионов долларов за информацию, ведущую к его поимке, и по состоянию на пятницу его фотография все еще находилась в списке самых разыскиваемых.


Плакат ФБР по розыску Абдуллы Ахмеда Абдуллы, известного под псевдонимом Абу Мухаммад аль-Масри. Фото: Федеральное бюро расследований

То, что он жил в Иране, было удивительно, учитывая, что Иран и «Аль-Каида»* — заклятые враги. Иран, мусульманская теократия шиитов, и «Аль-Каида»*, суннитская мусульманская джихадистская группа, сражались друг с другом в Ираке и других местах.

Представители американской разведки заявляют, что г-н аль-Масри находился в иранском «заключении» с 2003 года, однако свободно жил в престижном пригороде Тегерана Пасдаран как минимум с 2015 года.

Около 9:00 теплым летним вечером он ехал на своем белом седане Renault L90 со своей дочерью возле своего дома, когда к нему подъехали двое боевиков на мотоцикле. Из пистолета с глушителем было произведено пять выстрелов. Четыре пули попали в машину со стороны водителя, а пятая — в соседний автомобиль.

Когда стало известно о стрельбе, официальные СМИ Ирана опознали жертв как Хабиба Дауда, ливанского профессора истории, и его 27-летнюю дочь Марьям. Ливанский новостной канал MTV и аккаунты в социальных сетях, связанные с Корпусом стражей исламской революции Ирана, сообщили, что г-н Дауд был членом Хизбаллы, поддерживаемой Ираном организации боевиков в Ливане.

Это казалось правдоподобным.

Убийство произошло летом, когда в Иране часто происходили взрывы, нарастала напряженность в отношениях с США, через несколько дней после мощного взрыва в порту Бейрута и за неделю до того, как Совет Безопасности ООН должен был рассмотреть вопрос о продлении эмбарго на поставки оружия Ирану. Было предположение, что убийство могло быть провокацией Запада, направленной на то, чтобы вызвать бурную реакцию Ирана до голосования в Совете Безопасности.

И целенаправленное убийство двумя боевиками на мотоцикле соответствовало методам предыдущих убийств Израилем иранских ученых-ядерщиков. То, что Израиль убьет представителя «Хезболлы», приверженного делу борьбы с Израилем, также казалось разумным, за исключением того факта, что Израиль сознательно избегал убийства боевиков «Хезболлы», чтобы не спровоцировать войну.

На самом деле Хабиба Дауда не существовало.

Несколько ливанцев, тесно связанных с Ираном, заявили, что не слышали ни о нем, ни о его убийстве. Поиск в ливанских СМИ не обнаружил сообщений об убийстве ливанского профессора истории в Иране прошлым летом. Исследователь в области образования, имеющий доступ к спискам всех профессоров истории в стране, сказал, что никаких записей о Хабибе Дауде не было.

Один из сотрудников разведки сказал, что Хабиб Дауд был псевдонимом, который иранские власти дали г-ну аль-Масри, и что работа преподавателя истории была прикрытием. В октябре бывший лидер «Исламского джихада»* в Египте Набиль Наим, назвавший г-на аль-Масри своим давним другом, заявил то же самое саудовскому новостному каналу Al Arabiya.

У Ирана, возможно, были веские причины для того, чтобы скрыть тот факт, что он укрывал явного врага, но было менее ясно, почему иранские официальные лица с самого начала приняли лидера «Аль-Каиды»*.

Некоторые эксперты по терроризму предположили, что сохранение должностных лиц «Аль-Каиды»* в Тегеране может обеспечить некоторую страховку от того, что группировка не будет проводить операции внутри Ирана. Американские представители контртеррористической службы считают, что Иран, возможно, позволил им остаться, чтобы проводить операции против Соединенных Штатов, общего противника.

Это будет не первый случай, когда Иран объединит силы с суннитскими боевиками, поддержав ХАМАС, палестинский «Исламский джихад»* и Талибан*.

«Иран использует сектантство как дубину, когда это подходит режиму, но также готов не обращать внимания на суннитско-шиитский раскол, когда это соответствует иранским интересам», — сказал Колин П. Кларк, аналитик по борьбе с терроризмом из Центра «Суфан».

Иран последовательно отказывал в размещении начальникам «Аль-Каиды»*. В 2018 году официальный представитель МИД Бахрам Гасеми заявил, что из-за протяженной и проницаемой границы Ирана с Афганистаном некоторые члены «Аль-Каиды»* въехали в Иран, но были задержаны и вернулись в свои страны.

Однако представители западной разведки заявили, что лидеры «Аль-Каиды»* содержались под домашним арестом иранским правительством, которое затем заключило как минимум две сделки с «Аль-Каидой»*, чтобы освободить некоторых из них в 2011 и 2015 годах.

Хотя в последние годы «Аль-Каиду»* затмил рост Исламского государства*, она остается устойчивой и имеет активные филиалы по всему миру, говорится в отчете ООН о борьбе с терроризмом, опубликованном в июле.

Официальные лица Ирана не ответили на запросы о комментариях к этой статье. Но в субботу, после публикации этой статьи, официальный представитель МИД Саид Хатибзаде отрицал присутствие в Иране каких-либо членов «Аль-Каиды»*. Он предупредил американские СМИ: «не попадитесь в ловушку сценариев Голливуда, которые ему скармливают американские и сионистские официальные лица», — говорится в заявлении на сайте министерства.

Представители канцелярии премьер-министра Израиля и Совета национальной безопасности администрации Трампа от комментариев отказались.

Г-н аль-Масри был давним членом очень секретного совета управления «Аль-Каиды»* вместе с Саифом аль-Адлем, который одно время находился под стражей в Иране. Эта пара вместе с Хамзой бен Ладеном, которого готовили взять на себя руководство организацией, входили в группу высокопоставленных лидеров «Аль-Каиды»*, искавших убежища в Иране после того, как теракты 11 сентября в США вынудили их бежать из Афганистана.

Согласно строго засекреченному документу, подготовленному Национальным контртеррористическим центром США в 2008 году, г-н аль-Масри был «самым опытным и способным оперативным планировщиком, не находящимся под стражей в США или их странах-союзниках». В документе он описывается как «бывший начальник обучения», который «тесно сотрудничал» с г-ном аль-Адлем.

По словам экспертов по терроризму, в Иране г-н аль-Масри был наставником Хамзы бен Ладена. Позднее Хамза бен Ладен женился на дочери г-на аль-Масри Мириам.

Хамза бен Ладен. Фото: ЦРУ

«Брак Хамзы бен Ладена был не единственной династической связью, которую Абу Мухаммед установил в плену», — написал бывший сотрудник ФБР и эксперт по «Аль-Каиде»* Али Суфан в статье 2019 года для Центра по борьбе с терроризмом Вест-Пойнта.

Другая дочь г-на аль-Масри вышла замуж за Абу аль-Хайра аль-Масри, не родственника, члена правления. Ему разрешили покинуть Иран в 2015 году, и он был убит в результате удара американского беспилотника в Сирии в 2017 году. В то время он занимал второе место в рейтинге чиновников «Аль-Каиде»* после г-на аз-Завахири.

Хамза и другие члены семьи Бен Ладена были освобождены Ираном в 2011 году в обмен на иранского дипломата, похищенного в Пакистане. В прошлом году Белый дом заявил, что Хамза бен Ладен был убит в ходе контртеррористической операции в афгано-пакистанском регионе.

Абу Мухаммад аль-Масри родился в районе Аль-Гарбия на севере Египта в 1963 году. В юности, согласно письменным показаниям, поданным в ходе судебных исков в Соединенных Штатах, он был профессиональным футболистом в высшей лиге Египта. После советского вторжения в Афганистан в 1979 году он присоединился к джихадистскому движению, которое объединялось, чтобы помочь афганским силам.

После того, как 10 лет спустя Советы ушли, Египет отказался позволить г-ну аль-Масри вернуться. Он остался в Афганистане, где в конце концов присоединился к Бен Ладену в группе, которая позже стала ядром-основателем «Аль-Каиды»*. Он был указан группой как седьмой из 170 учредителей.

В начале 1990-х он отправился с Бен Ладеном в Хартум, Судан, где начал формировать военные ячейки. Он также отправился в Сомали, чтобы помочь ополченцам, верным сомалийскому полевому командиру Мухаммаду Фарраху Айдиду. Там он обучал сомалийских партизан использовать переносные ракетные установки против вертолетов, обучая их в битве за Могадишо в 1993 году, чтобы сбить пару американских вертолетов в ходе так называемой атаки «Падение Черного ястреба».


Один из американских вертолетов Black Hawk был сбит в Могадишо, Сомали, в 1993 году бойцами, обученными г-ном аль-Масри. Фото: Скотт Петерсон / Getty Images

«Когда «Аль-Каида»* начала осуществлять террористическую деятельность в конце 1990-х годов, аль-Масри был одним из трех ближайших соратников бен Ладена и возглавлял оперативный отдел организации», — сказал Йорам Швейцер, руководитель Проекта по терроризму Института исследований национальной безопасности в Тель-Авиве. «Он принес с собой ноу-хау и решимость, и с тех пор принимал участие в значительной части операций организации с упором на Африку».

Вскоре после битвы в Могадишо бен Ладен назначил г-на аль-Масри ответственным за планирование операций против американских целей в Африке. Планируя драматическую и амбициозную операцию, которая, как и теракты 11 сентября, привлекла бы внимание международного сообщества, они решили одновременно атаковать две относительно хорошо защищенные цели в разных странах.

Вскоре после 10:30 7 августа 1998 года два грузовика, начиненных взрывчаткой, подъехали к американским посольствам в Найроби, Кения, и Дар-эс-Саламе, Танзания. Взрывы сожгли людей поблизости, взорвали стены зданий и разбили стекла на блоки вокруг.

В 2000 году г-н аль-Масри стал одним из девяти членов управляющего совета «Аль-Каиды»* и возглавил военную подготовку организации.

Он также продолжал наблюдать за операциями в Африке, по словам бывшего сотрудника израильской разведки, и отдал приказ о нападении в Момбасе, Кения, в 2002 году, в результате которого погибли 13 кенийцев и трое израильских туристов.


Сообщается, что г-н аль-Масри заказал нападение в Момбасе, Кения, в 2002 году, в результате которого погибли 13 кенийцев и трое израильских туристов. Фото: Педро Угарте / Agence France-Presse — Getty Images

К 2003 году г-н аль-Масри был среди нескольких лидеров «Аль-Каиды»*, бежавших в Иран, который, хотя и враждебно настроен по отношению к этой группе, казался недосягаемым для Америки.

«Они считали, что Соединенным Штатам будет очень трудно действовать против них там», — сказал г-н Швейцер. «Также потому, что они считали, что шансы иранского режима заключить сделку по обмену с американцами, включая их головы, были очень малы».

Г-н аль-Масри был одним из немногих высокопоставленных членов организации, переживших американскую охоту на виновников 11 сентября и других нападений. Когда он и другие лидеры «Аль-Каиды»* бежали в Иран, их сначала держали под домашним арестом.

В 2015 году Иран объявил о сделке с «Аль-Каидой»*, согласно которой он освободил пятерых лидеров организации, включая г-на аль-Масри, в обмен на иранского дипломата, похищенного в Йемене.

Следы г-на Абдуллы исчезли, но, по словам одного из сотрудников разведки, он продолжал жить в Тегеране под защитой Корпуса стражей исламской революции, а затем и Министерства разведки и безопасности. Ему было разрешено выезжать за границу, в основном в Афганистан, Пакистан и Сирию.

Некоторые американские аналитики считают, что смерть г-на аль-Масри разорвет связи между одним из последних первых лидеров «Аль-Каиды»* и нынешним поколением исламистских боевиков, выросших после смерти бен Ладена в 2011 году.

«Если это правда, это еще больше разрывает связи между старой« Аль-Каидой»* и современным джихадом», — сказал Николас Дж. Расмуссен, бывший директор Национального контртеррористического центра. «Это просто еще больше способствует фрагментации и децентрализации движения «Аль-Каида»*».

 

Адам Голдман и Эрик Шмитт сообщили из Вашингтона, Фарназ Фассихи из Нью-Йорка и Ронен Бергман из Тель-Авива. Хвайда Саад предоставил репортажи из Бейрута и Джулиан Э. Барнс из Вашингтона.

Адам Гольдман сообщает по ФБР из Вашингтона и является двукратным обладателем Пулитцеровской премии. @adamgoldmanNYT

Эрик Шмитт — главный автор, путешествовал по миру, освещая терроризм и национальную безопасность. Он также был корреспондентом Пентагона. Сотрудник Times с 1983 года, он разделил три Пулитцеровские премии. @EricSchmittNYT

Фарназ Фассихи — внештатный репортер международного отдела в Нью-Йорке. До заключения контракта с Times она в течение 17 лет была старшим писателем и военным корреспондентом Wall Street Journal на Ближнем Востоке. twitter.com/farnazfassihi

Ронен Бергман — штатный автор журнала The New York Times, базирующегося в Тель-Авиве. Его последняя книга — «Восстань и убей первым: тайная история целенаправленных убийств Израиля», опубликованная Random House.

См. также:

Убит иранский ученый, связанный с военной ядерной программой

СМИ: в Афганистане умер главарь Аль-Каиды* Айман аз-Завахири

——
* организация, запрещенная в РФ

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber