Названы приемы властей по отвлечению россиян от политики

Во времена политических потрясений власти стараются переключить внимание народа с «главных» тем на третьестепенные. Чем выше градус напряжения, тем старательнее отвлекают (развлекают) общество. Сейчас, например, в соцсети и в прессу запущено сразу несколько топовых сюжетных линий: присоединение Донбасса, гибель туристов на перевале Дятлова и, конечно же, вечный хит — вынос тела Ленина из Мавзолея. Что касается последней темы, ее еще не развернули, а только анонсировали.

Дело в том, что в апреле Центризбирком планирует протестировать систему дистанционного электронного голосования. Предметом опроса предположительно может стать отношение россиян к выносу тела Ленина из Мавзолея на Красной площади.

В последний раз о дедушке вспоминали около пяти месяцев назад, в сентябре 2020-го. Тогда Союз архитекторов России объявил архитектурный конкурс на использование Мавзолея после выноса тела. Сам Союз архитекторов предложил создать в «гробнице» филиал музея Щусева, который и проектировал здание. Общество идею не поддержало.

Почему наши власти вспоминают о Мавзолее Ленина с завидной регулярностью? И с завидной же регулярностью спустя несколько дней пресекают на корню собственные идеи и предложения?

— Есть темы, которые в любой момент могут отвлечь общество от любой насущной проблемы и втянуть людей в ожесточенный спор, — говорит  в беседе с МК директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. — Вынос тела Ленина — как раз такая тема, так как порождает бурление мнений во всех социальных группах. Коммунисты видят в этом наступление на историю и символы СССР, либералы — требуют вынести мумию из Кремля, мистики говорят об особом эгрегоре, который создает тело Ильича над Россией. В общем, тема очень спорная и может отвлечь от чего угодно, хоть от митингов и акций протеста, хоть от пустых полок в магазинах или тощих кошельков.

— Можно ли предположить, что тело не выносят именно потому, что разговоры о нем являются хорошим способом отвлечения народа?

— Именно. На носу выборы в Госдуму, и впервые «партия власти» идет на них с минимальными рейтингами в 28-32%. Вполне возможно, что как только стартует избирательная кампания и все оппозиционные партии начнут критиковать «Единую Россию», то и простые люди зададутся вопросом: что предлагает власть в борьбе с реальными проблемами — ростом цен на продукты, снижением зарплат и т.д.? А тут как раз Центризбирком начнет тестировать свою электронную систему — и «лениниана» окажется как нельзя кстати. С другой стороны, не факт, что отношение к вождю революции такое же, каким было 20-30 лет назад. Во-первых, выросло поколение, которому глубоко все равно, что происходит в Мавзолее. Ленин не их тема, они и в школе-то туда вряд ли ходили, а уж в пионеры их на Красной площади точно не принимали. Во-вторых, даже сами коммунисты стали не такими уж материалистами, многие верят в Бога, а значит — выступают за погребение по христианскому обряду. Ну и, в-третьих, тема уже набила оскомину. Не факт, что она вообще хоть кого-то серьезно зацепит.

— Элла Памфилова заявила, что в ходе тестирования системы дистанционного голосования «никаких провокационных вопросов не будет». Что провокационного в дискуссии (опросе) о  выносе тела?

— В дискуссии главный вопрос — чтим ли мы историю, связанную с Лениным? Революцию, коммунизм, «красный террор», сталинщину? Все эти вопросы неизбежно всплывают, когда речь о выносе «иконы», символа, а не просто человеческих останков. Ленин стал супрематистской картиной, новой иконой, которую Сталин повесил в красный угол взамен лика Иисуса. Затем все это как-то замылилось, забылось, анекдотов насочиняли. Но как только этой темы касаются, сразу много вопросов всплывают с новой силой: кто мы? На каких исторических позициях стоим? Осуждаем ли большевицкий террор или нет? Вот об этих вопросах Памфилова и говорит.

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber