Католическая Церковь в России и защита детей от насилия
Церковь должна быть, как «военный госпиталь» для раненых и страдающих
‘Защищая детей Божьих’-именно так назывался
Конгресс о защите несовершеннолетних и уязвимых людей в Церкви в Центральной и Восточной Европе, который состоялся 19-22 сентября в Варшаве. Своими размышлениями на эту тему поделился отец Штефан Липке, SJ, который присутствовал на данном Конгрессе.
Как раз сегодня, когда я пишу эту статью, день рождения моей крестной матери, которая еще в далекие 80-е годы начала защищать детей от сексуального насилия и помогать жертвам. Она одна из немногих уже тогда осознала, насколько физическое, сексуальное, эмоциональное (и духовное) насилие разрушает жизнь людей.
Церковь много лет, чаще всего несознательно, помогает жертвам насилия. Можно подумать хотя бы о тех, кто приходит в наши храмы, о вновь обращенных католиках или обо многих из наших детей, в частности, сельских: сколько они потерпели жестокости и насилия, в т. ч. сексуального? Сколько бывает сексуального насилия и унижения в семьях, в армии, в тюрьмах?.. Церковь призвана принимать этих людей. Она должна быть, как «военный госпиталь» для раненых и страдающих (Папа Франциск).
Чтобы соответствовать этому призванию, необходимо, как опять говорит Папа Франциск, создать «безопасные площадки«. Это всегда нужно, но особенно, если иметь в виду, что среди нас много раненых и беззащитных людей, не только детей. Поэтому хорошо, что в католической Церкви в России уже существуют правила поведения для священников, монашествующих и всех сотрудников Церкви. С их помощью можно избегать того, чтобы люди пострадали снова, именно там, где они должны быть в безопасности. Я также рад, что наши епископы назначили контактных лиц, людей, к которым можно обратиться, если человек пострадал в контексте Церкви.
Но я также рад, что в Варшаве услышал еще несколько подсказок. Например, в Молдове давно принято, что обвинения против церковных лиц не должен рассмотреть один человек, а комиссия. Также важно, что пострадавший имеет возможность обратиться к представителю Церкви всегда вместе со своим доверенным лицом. Именно правила рассмотрения дел в России нуждаются в обновлении, т. к. Папа и курия настаивает на требовании позаботиться о справедливости.
У Церкви в Словакии есть целая служба, которая принимает, выслушивает и поддерживает тех, кто пострадал от насилия и унижения, всё равно, где — в Церкви, семье…
Церковь в Польше, Хорватии и Украине так же, как и Папский Грегорианский университет создала центры, где на научном уровне изучаются «механизмы» насилия, факторы риска и факторы защиты. Надеюсь, результаты работы этих центров, а также то, как мы видим ситуацию, поможет нам развивать возможности, чтобы священники и монашествующие жили полноценной человеческой и духовной жизнью, без зависимости, без изоляции и депрессии, и не падали в искушение делать людей объектом своих эмоциональных потребностей.
Наконец, перед Церковью долгий путь примирения: даже где нет случаев преступлений, нужно примирение с собственной ограниченностью и фрустрацией, нужно проработать разочарование верных, которые слушают о таких преступлениях.
По материалам Vatican News, Gaudete.ru
Читайте также:
Защита детей в различных Церквях Центральной и Восточной Европы
Генпрокурор: защищать детей от негативной информации в интернете
Дело Дзивиша: что знал о педофилии в церкви помощник Папы