Александр Игнатенко. Новости с обратной стороны Луны. Ислам и политика — 2. М.: Терра, 2012

Увидеть обратную сторону Луны


Введение


Наверняка, уважаемый Читатель, сегодня, когда ты раскрываешь эту книгу, в мире произойдут события, в которые тем или иным образом вовлечены ислам и мусульмане, ставшие, пожалуй, главными «ньюсмейкерами» современности. Но совсем нельзя исключать, что смысл этих  событий будет скрыт от тебя — из-за того, что категориальная система ислама (в том числе — так называемого «политического ислама») формулируется по преимуществу на недоступном тебе арабском языке и соотносится с чужим для тебя историческим опытом.


Получается так же, как с Луной. Рассматривая обращенную к ним сторону Луны, люди полагают, что раз они видят ее, то знают, какая она. В отношении ислама, как он видится с доступной своей стороны, имеют место ложные очевидности. Примерам подобных ложных очевидностей несть числа. Приведем только один. На пресс-конференции в Государственной думе по случаю создания Межфракционного депутатского объединения «Россия и исламский мир: стратегический диалог» один из депутатов говорил о том, что «как ученый и патриот» он видит реальным союзником России только исламский мир. «У нас даже святые общие, — декларировал депутат, — Пророк Иса (Иисус Христос) признается и в Коране. Коран же — главная святыня мусульман, и потому мы обречены на стратегическое партнерство».


Это высказывание, основанное на том, что на «видимой стороне Луны» ислама, т. е., в данном случае, в русском переводе Корана, встречается имя «Иисус», не выдерживает никакой критики ни с позиций вероучения (как исламского, так и христианского), ни с позиций науки религиоведения, в частности — исламоведения). Иисус Христос в христианстве — не «святой», а Бог. В исламе же вообще нет «святых», как это имеет место в христианстве, где Дух Святой воплощается в святых и передается через духовенство от первосвященников Церкви. В Коране Иисус, сын Марии, — не Бог, а пророк истинного Единобожия, т. е. ислама.


Но и это не все. Евангельский Иисус и Иисус коранический — это разные Иисусы, чего не увидеть без анализа текстов на арабском языке. В распространенных еще до возникновения ислама евангельских текстах на арабском, как и у современных христиан-арабов Иисус называется Ясу‘, в Коране же имя его — ‘Иса. Иисус у христиан и Иисус у мусульман — это два зеркально-противоположных слова: у христиан имя Иисус (Ясу‘) состоит из трех букв: я’-син-айн, у мусульман (‘Иса) — из тех же букв, но расположенных зеркально, в обратном порядке: айн-син-я’. В исламе полагается верить, что Аллах вознес пророка Ису живым на небо, а на кресте был распят Иуда, которому Аллах, чтобы обмануть римлян и наказать Иуду, придал облик Исы. Получается, считают мусульмане, что христиане, поклоняясь распятию, поклоняются Иуде…


Более того, в Коране есть прямые подтверждения тому, что исламское вероучение формировалось, если можно так выразиться, «от противного» — через противопоставление христианству и особенно — христианскому учению об Иисусе Христе — Сыне Божьем, равновеликом Богу-Отцу. «Он — Аллах, единый, Аллах вечный, — говорится в кораническом credo. — Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему» (Коран, 112:1–4. См.также: 10:68; 18:4–5; 21:26; 23:90–91; 25:2; 37:151–152).


Выстраивать «стратегическое партнерство» с исламским миром, да и любые другие проекты, на ложных очевидностях типа рассмотренной выше — пустое и даже опасное дело. Кстати сказать, категория «исламский мир» во многом фиктивна и тоже представляет собой пример ложной очевидности. При рассмотрении «обратной стороны Луны» ислама мы увидим, что исламского мира как единого, консолидированного субъекта международной политики не существует, и его части пребывают в состоянии непрекращающейся розни, то и дело переходящей в войну. В настоящее время на Ближнем Востоке разгорается исламско-исламская, суннитско-шиитская война.


Есть немало других ложных очевидностей, связанных с исламом, — часть их рассматривается в данной книге. Институт религии и политики (основан в 2004 году), сотрудники которого владеют восточными языками (арабским, персидским, ивритом и др.), занят исследованием «обратной стороны Луны» ислама, недоступной невостоковедам, и регулярно публикует результаты своей работы на сайте Института и в СМИ — электронных и «бумажных».


Данный сборник представляет собой продолжение книги «Ислам и политика» (М.: Институт религии и политики; Новое издательство), вышедшей в 2004 году (http://i-r-p.ru/page/streamlibrary/index–2453.html). В нем собраны статьи на актуальные темы, связанные с исламом. Материал в сборнике расположен «по-интернетовски»: от более поздних статей — к более ранним; ко всем статьям даны URL-ссылки. Это позволяет читателям обращаться к контексту статьи на момент ее публикации. А в отдельных случаях («Как принимают в “Аль-Каиду”») дает возможность ознакомиться с графическими и фото-материалами, не представленными в данной книге. Там, где это необходимо, статьи снабжены уточняющими примечаниями.


Александр Игнатенко,


президент Института религии и политики


Ноябрь 2011 г.

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber