Каждый день почтовые отделения Израиля получают десятки писем со странными адресами: “Дорогому Б-гу”, “Небесам”, “Б-гу в Иерусалиме”, – в зависимости от вкусов и фантазии отправителя. По заверениям израильского почтового управления, что все такие письма, адресованные “Б-гу”, доставляются к Стене Плача и вкладываются в расщелины между ее огромными камнями.
Основная масса писем к Б-гу все же отправляется “вручную”, т. е. вкладывается в щели меж камней самими посетителями Котеля (так называется Стена Плача на иврите). Религиозные люди составляют меньшинство таких “клиентов” Б-га и Его Стены. Большинство же отправителей – туристы (евреи и неевреи) и экскурсанты из городов Израиля и других стран. Либо школьники, организованно приведенные сюда учителями и не менее организованно подготовившие в классе свои очень важные детские просьбы: справиться с контрольной, получить в подарок игрушку или помириться с одноклассницей… Заботы большинства взрослых тоже вполне практичны: кто-то хочет устроиться на хорошую работу, кто-то – повстречать, наконец, своего суженого, кто-то – успешно перенести операцию и выздороветь, кто-то – выиграть в лотерею…
Котель и святые места Израиля курирует раввин Шмуэль Рабинович. Он объясняет свое отношение к обычаю вкладывать в стену записки с просьбами так: для не умеющих молиться это зачастую единственная возможность выразить свое религиозное чувство, своеобразная молитва. А потому он не усматривает в этом “суеверия” или “невежества”.
И все же интересно было бы узнать, когда возник этот обычай. Кто положил ему начало и почему принято считать, что записанные и вложенные просьбы и молитвы обязательно не останутся без ответа? И куда деваются все эти записки потом?
В записках еврейского путешественника Биньямина из Туделы, посетившего Эрец Исраэль в 1168 году, есть любопытные сведения, касающиеся иерусалимских обычаев. В числе прочих, он рассказывает об обычае вбивать гвоздь между камнями Стены Плача, отправляясь в дальние странствия. Бытовало поверье, что это талисман, охраняющий от опасностей в пути. По возвращении домой было принято вытаскивать свой гвоздь из стены. Еще один обычай – писать или выбивать на камнях Котеля имена больных и вообще нуждающихся в помощи свыше. До сих пор на камнях можно найти около сорока надписей с выбитыми именами.
Раввины Иерусалима осуждали эти странные поверья и считали такие действия осквернением святыни, а в качестве альтернативы предлагали вкладывать записки. Предполагают, что это и стало началом ныне бытующего убеждения в действенности такой своеобразной молитвы.
Однажды великий мудрец и каббалист, автор книги “Ор Ахаим” рабби Хаим бен Атар, попросил своего ученика рабби Хаим Иосеф Давид Азулай (Хида) положить в щель между камнями Котеля записку следующего содержания: “Шхина, прошу, помоги повлиять на такого-то сына такого-то”. И подпись: Хаим бен Атар. Хида утверждает, что эта просьба исполнилась.
Ну а куда же деваются эти записочки потом? Ведь их так много, что иной раз некуда положить еще одну. Дважды в год (на мой взгляд, не помешало бы это делать чаще) их собирают и хоронят в гнизе (захоронение священных текстов) на Масличной горе, как принято поступать со всеми святыми текстами, в которых упоминается имя Б-га.
Московский еврейский общинный центр Федерации еврейских общин России
Фото: Вести (Израиль)
См. также:
Раввин Лазар дал мини-урок по главе «Шмот» о внутренней свободе
Об «эруве» в районе Московской Хоральной Синагоги в центре города Москвы