Интервью с режиссером мультфильма «Душа» Питом Доктером
В январе на российские экраны выходит «Душа», новый проект студии Pixar — возможно, самый необычный в сюжетном плане за всю истории анимации. В преддверии премьеры режиссер мультфильма Пит Доктер (обладатель «Оскара», создавший «Вверх» и «Головоломку») рассказал «Газете.Ru», почему при работе над картиной не ориентировался исключительно на детскую аудиторию, как рефлексирует по поводу потраченного времени, а также чем его шокирует кино в эпоху коронавируса.
Об опасениях, что сюжет «Души» может быть слишком сложным для детской аудитории:
Мы определенно пытались создать мультфильм для всех. Конечно, кто-то скажет, что когда ты пытаешься делать что-то для всех, ты делаешь это для никого. Но когда я начинаю работу над новым проектом, на месте аудитории я представляю самого себя. И стараюсь сделать продукт, которым я бы лично был заинтригован. Это необходимо, чтобы оставаться вовлеченным в работу над ним на протяжении всех четырех-пяти лет.
Помимо этого, помогает наличие собственных детей (у Доктера два ребенка — Николас и Эли, последняя стала прототипом главной героини в «Головоломке»; примечание «Газеты.Ru»). Потому что, создавая мультфильм, ты задумываешься: «А как бы мне их заинтересовать, как сделать так, чтобы они все поняли?»
На мой взгляд, у Pixar отлично получается именно визуализация [историй]. Ведь если я попытаюсь объяснить вам на словах сюжет той же «Головоломки», он покажется вам ужасно запутанным. Однако если я просто покажу сам мультфильм, вы все поймете. Я к тому, что у нас были четырехлетние дети, которые могли с легкостью описать историю, потому что полностью в ней разобрались при просмотре. Думаю, это правильный путь — делать мультфильмы для всех, а не исключительно для детской аудитории. К тому же, дети такие же умные как мы, взрослые. А временами даже умнее. Например, некоторые моменты «Души» оказались слишком запутанными для наших продюсеров. А пятилетние дети поняли их без проблем (смеется).
О философии и теологии в мультфильме:
Мы провели тонну исследований, чтобы понять, как разные религии отвечают на эти вопросы [о том, что есть после смерти, а также природе души]. Но единого ответа не нашлось. На эту тему отлично сказал раввин, с которым я общался: «Поговорите с тремя евреями, и вы получите четыре мнения» (улыбается).
Но наш мультфильм больше философский, чем теологический. Он пытается ответить на вопрос: зачем мы живем? И что в нашей жизни является действительно важным? Возможно, это страсть? Если говорить за себя, то я вырос влюбленным в анимацию. И занимаюсь этим уже 30 лет. Но все равно у меня бывают дни, когда я задаю себе вопрос: а правда ли это занятие полностью удовлетворяет меня и является наилучшим использованием времени, которое мне отведено?
О теории, что «Вверх», «Головоломка» и «Душа» — трилогия, исследующая соответственно сердце, сознание и душу:
Это не так (смеется). В основе каждой из этих историй лежат свои идеи и вопросы, которые по своему интригуют. Но можно сказать, что «Головоломка» оказалась некой тренировочной площадкой для «Души» с ее непростой задумкой. В каком-то смысле опыт работы с абстрактными героями и мирами, полученный нами во время создания «Головоломки», подготовил нас для этого мультфильма.