СМИ: Саудовская Аравия и Иран провели прямые переговоры в Ираке

СМИ: Саудовская Аравия и Иран провели прямые переговоры в Ираке

СМИ: Саудовская Аравия и Иран провели прямые переговоры в Ираке при посредничестве иракского премьер-министра Мустафы аль-Каземи

Высокопоставленные официальные лица региональных конкурентов встретились в начале этого месяца в Багдаде, сообщает Financial Times, на которую ссылаются, в частности, Al Jazeera и Haaretz.

Высокопоставленные официальные лица Саудовской Аравии и Ирана проводят прямые переговоры, пытаясь восстановить отношения между двумя региональными соперниками, через пять лет после того, как они разорвали дипломатические отношения, по словам трех официальных лиц, проинформированных о ходе обсуждения.

Переговоры, которые состоялись в Багдаде в этом месяце, считаются первыми значительными политическими дискуссиями между двумя странами с 2016 года, при этом Джо Байден стремится возобновить ядерное соглашение, подписанное Ираном с мировыми державами в 2015 году, и снизить региональную напряженность.

Саудовская Аравия стремится положить конец войне в Йемене против иранских повстанцев-хуситов, которые активизировали свои атаки на саудовские города и нефтяную инфраструктуру. В этом году хуситы запустили в королевство десятки ракет и дронов со взрывчаткой.

Наследный принц Мухаммед бин Салман также предпринял шаги, которые, похоже, склоняются к завоеванию благосклонности администрации Байдена, которая пообещала пересмотреть отношения с королевством и положить конец шестилетней войне в Йемене.

Первый раунд саудовско-иранских переговоров состоялся в Багдаде 9 апреля 2021. Они включали обсуждения нападений хуситов и были позитивными, сказал один из официальных лиц. Чиновник сообщил, что саудовскую делегацию возглавлял Халид бин Али аль-Хумайдан, начальник разведки, добавив, что на следующую неделю запланирован еще один раунд переговоров.

Этому процессу способствует премьер-министр Ирака Мустафа аль-Каземи, который в прошлом месяце провел переговоры с принцем Мухаммедом бин Салманом в Эр-Рияде.

«Это продвигается быстрее, потому что переговоры в США [связанные с ядерной сделкой] продвигаются быстрее и [из-за] атак хуситов», — сказал чиновник.

Высокопоставленный саудовский чиновник отрицал, что переговоры с Ираном велись. Правительства Ирака и Ирана отказались от комментариев.

Но переговоры подтвердили высокопоставленный иракский чиновник и иностранный дипломат. Иракский чиновник добавил, что Багдад также облегчил «каналы связи» между Ираном и Египтом, а также Ираном и Иорданией.

«Премьер-министр очень хочет лично сыграть роль в превращении Ирака в мост между этими антагонистическими державами в регионе», — сказал чиновник. «Ирак заинтересован в том, чтобы он мог сыграть эту роль. Чем больше у вас конфронтации в регионе, тем больше они здесь разыгрываются… и эти переговоры продолжаются».

Отношения между Саудовской Аравией, которая считает себя лидером суннитского мусульманского мира, и Ираном, главной шиитской державой в регионе, в январе 2016 года упали после обыска в посольстве королевства в Тегеране.

Посольство было подожжено после того, как Саудовская Аравия казнила шейха Нимра аль-Нимра, высокопоставленного шиитского священнослужителя. Соперники, обвиняющие друг друга в дестабилизации региона, разорвали дипломатические отношения.

Напряженность еще больше обострилась в 2018 году после того, как бывший президент США Дональд Трамп в одностороннем порядке вывел США из ядерной сделки с Ираном и ввел жесткие санкции против Исламской республики.

Принц Мухаммед был стойким сторонником кампании максимального давления Трампа на Тегеран. Но уязвимость Саудовской Аравии перед атакой стала очевидна после того, как в сентябре 2019 года в результате ракетного и беспилотного нападения была временно выведена из строя половина добычи сырой нефти в королевстве.

Ответственность за нападение взяли на себя хуситы, но официальные лица США и Саудовской Аравии обвинили Иран.

Вашингтон и Эр-Рияд обвиняют Иран в контрабанде ракет и беспилотников хуситам, закаленному в боях исламистскому движению, которое с начала 2015 года контролирует Сану, столицу Йемена, и северный Йемен.

Ирак, который является домом для мощных боевиков, поддерживаемых Ираном, также оказался в центре региональной напряженности, в частности, когда Трамп приказал убить Касема Сулеймани, командира экспедиционного корпуса Кудс Революционной гвардии Ирана [известен как Силы “Кудс” Корпуса стражей исламской революции — ИРП], в Багдаде в январе 2020 года.

Это поставило США и Исламскую республику на грань войны, а Ирак, в котором находится около 2500 американских солдат, — был вероятным полем битвы, когда Багдад оказался зажат между Вашингтоном и Тегераном.

Иран наладил прочные связи в сфере безопасности, политические и торговые связи со своим соседом с тех пор, как в 2003 году в результате вторжения под руководством США был свергнут Саддам Хусейн.

Саудовско-иранские переговоры являются признаком того, что избрание Байдена, который заявил, что он снова присоединится к ядерной сделке 2015 года и снимет многие санкции с Ирана, если Тегеран вернется к выполнению соглашения, начало сдвигать региональную динамику.

Оставшиеся подписанты ядерного соглашения — Иран, ЕС, Германия, Франция, Великобритания, Россия и Китай — проводят переговоры в Вене, чтобы подготовить почву для воссоединения с США.

В январе Эр-Рияд отменил более чем трехлетнее региональное эмбарго в отношении Катара, введенное отчасти из-за связей Дохи с Тегераном. Этот шаг широко рассматривался как часть усилий принца Мухаммеда, направленных на то, чтобы завоевать доверие администрации Байдена.

Эр-Рияд, выступавший против атомного соглашения, заявил, что не будет препятствовать ядерным переговорам. Но он хочет, чтобы региональные державы участвовали в любых обсуждениях, связанных с любым новым соглашением, и настаивает на том, чтобы иранская ракетная программа и региональная деятельность были рассмотрены.

«Каземи имеет хорошие связи с иранской системой. Новым является то, что Каземи играет эту роль с Саудовской Аравией», — сказал другой чиновник, проинформировавший о переговорах. «Хорошо, что Ирак играет эту роль, но это очень ранний этап».

Президент Ирана Хасан Роухани, последний срок полномочий которого истекает в августе, ранее указывал, что он хотел снизить враждебность с арабскими соперниками.

 

На фото Reuters / Haaretz — Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман (справа) и премьер-министр Ирака Мустафа Аль-Каземи в прошлом месяце.

 

Читайте также:

Глава СНБО Украины: Иран намеренно сбил украинский самолет

Иранское ТВ более 100 раз обрезало матч из-за ног женщины-судьи

Подорвана работа урановых центрифуг Ирана и его жесткая линия

Джалали: теперь Россия – как Иран, который 40 лет под санкциями

Тень Сулеймани: как смерть генерала перевернула иранскую стратегию в Ираке

 

TelegramMessengerTwitterWhatsAppViber